Ср, 26 Февраля, 2020
Липецк: $ 63.45 68.77

Здесь учились генералы и академики

Татьяна Щербатых | 11.12.2019 07:55:00
Здесь учились  генералы и академики

Директор техникума Владислав Краснов восстанавливает исторический облик здания, в котором находилось первое в России ремесленное железнодорожное училище. Фото из архива техникума

Старейшему учебному заведению региона исполнилось полтора века

Первое в России техническое железнодорожное училище носило имя императора Александра II. И это не случайно. О его необходимости перед царем ходатайствовал лично министр путей сообщения Павел Мельников, им же был утвержден и устав учебного заведения. А открылось оно на средства строителя частных железных дорог, известного предпринимателя Самуила Полякова.

2500 верст на паровозе

Елецкое училище имело большую популярность, сюда приезжали учиться из 33 губерний России. Особое внимание уделялось практическим навыкам: например, механики должны были наездить, управляя паровозом, не менее 2500 верст на товарных и пассажирских поездах. При этом всякие сходки, концерты, театральные представления, публичные собрания в здании училища запрещались. Известен случай, когда его начальник обращался за разрешением провести литературно-музыкальный вечер в учебный отдел МПС и получил категоричное «Нет!», потому как это мероприятие не соответствовало главному направлению училища. Кстати, на этом несостоявшемся концерте должен был петь Иван Ершов, ставший впоследствии народным артистом СССР и выступавший на одной сцене с Шаляпиным.

Для участия в первой Всероссийской выставке в честь 200-летия со дня рождения Петр­а I (1872 год) воспитанники и преподаватели училища изготовили модель товарной тормозной платформы на рельсах, причем в четверть натуральной величины. Советом общественных любителей естествознания при Московском университете и Комитетом по устройству Политехнической выставки Елецкому училищу была присуждена большая серебряная медаль. А в 1893 году ельчане привезли на Всероссийскую гигиеническую выставку в Петербурге действующую (!) модель паровоза — и тоже в четверть натуральной величины. Он весил 76 пудов и имел 175 деталей 56 наименований и демонстрировался, чтобы «дать возможность публи­ке и ознакомиться с современным состоянием науки и техники в области гигиены и санитарного дела». После выставки паровоз еще долго находился в музее Петербургского института инженеров путей сообщения. Вернувшись в Елец, он простоял в училище до 1942 года, затем был эвакуирован под Уфу и там затерялся.

Мосты и прочее другое

К 1917 году Елецкое училище окончило свыше 1400 человек. После революции оно преобразовано в среднее специальное. Позже учебное заведение еще несколько раз меняло свое название, пока в 1934 году стало Елецким строительным техникумом путей сообщения. Кстати, выпускники 30-х годов оказались весьма талантливыми, многие из них стали учеными, генералами, командирами производства высокого ранга.

В годы Великой Отечественной войны техникум дважды эвакуировали: в Саратов и в Удмуртию. Многие студенты и преподаватели отправились на фронт и отважно воевали: например, выпускник Иван Жемчужников стал Героем Советского Союза, а студент Михаил Титов — кавалером орденов Славы трех степеней. При этом уже в 1942 году по новому набору в техникуме учились 120 человек — еще шли кровопролитные бои, а руководство страны уже заботилось о новых специалистах.

1952 год был отмечен тем, что техникум переведен в новый учебный корпус. Преподаватели и учащиеся заложили здесь фруктовый сад, посадили березовые аллеи. Появился и спортивный комплекс. В 60-х годах для нужд Елецкого железнодорожного узла в техникуме работало вечернее отделение, а также открылось заочное отделение. В 1972 году стали набирать студентов по специальности «Мосты и другие искусственные сооружения». К началу двухтысячных учебным заведением было подготовлено более 20 тысяч специалистов, работающих на всех железных дорогах страны.

Главный партнер

Новой важной вехой в истории техникума стало вхождение его в 2016 году в состав Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС). Соответственно диплом филиала РГУПС позволяет выпускникам продолжить обучение в вузах страны по родственным специальностям без сдачи ЕГЭ.

Сегодня в техникуме обу­чается очно и заочно более 700 человек по шести специальностям среднего профессионального образования. Это единственное учебное заведение, которое сохранило подготовку по медицинским специальностям для транспортной отрасли. Важно, что все выпускники техникума ежегодно трудоустраиваются — они конкурентоспособны благодаря высокому уровню полученных знаний и профессиональных навыков. А также еще и потому, что учебное заведение активно взаимодействует с работодателями. Одним из главных заказчиков молодых специалистов и надежным деловым партнером является Юго-Восточная железная дорога — филиал ОАО «РЖД». Существующая целевая и контрактная подготовка студентов для железнодорожного транспорта позволяет их дипломным проектам не только получать гранты ЮВЖД, но и дает возможность рассчитывать на гарантированное трудоустройство. Врио главы региона Игорь Артамонов уделяет большое внимание подготовке кадров для реального сектора экономики.

По словам нынешнего директора техникума Владислава Краснова, в учебном заведении стремительно обновляется инфраструктура: построен спортивный комплекс, модернизированы студенческое общежитие, кабинеты, лаборатории, мастерские — все отвечает стандартам XXI века. Заканчивается ремонт по восстановлению исторического облика здания, в котором находилось первое в России ремесленное железнодорожное училище имени императора Александра II (сегодня — это объект культурного наследия региона).

И еще

За свою многолетнюю историю техникум подготовил свыше 40 тысяч специалистов для железных дорог нашей страны и других отраслей промышленности. Многие из них были и являются заслуженными людьми, руководителями предприятий города и области. И наверняка среди тех, кто сегодня учится в его аудиториях, есть будущие министры, руководители предприятий, профессора и академики, которым предстоит уже скоро вершить историю страны. А техникум был и остается верен своим традициям заботиться о будущем.

Директор техникума Владислав Краснов

Директор техникума Владислав Краснов

Кабинет-лаборатория «Геодезия» оснащен по стандартам XXI века.

Кабинет-лаборатория «Геодезия» оснащен по стандартам XXI века.

XIX век, студенты железнодорожного училища имени императора Александра II на практике.

XIX век, студенты железнодорожного училища имени императора Александра II на практике.

Директор техникума Владислав Краснов Кабинет-лаборатория «Геодезия» оснащен по стандартам XXI века. XIX век, студенты железнодорожного училища имени императора Александра II на практике.
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных