Пт, 03 Апреля, 2020
Липецк: +2° $ 77.73 85.74

Я учу английский, но у меня не получается

Наталья Сизова | 26.12.2019 06:18:37
Я учу английский, но у меня не получается

Фото Ольги Беляковой

В нашей семье никогда не было особых языковых проблем. Мы с мужем оба журналисты, и дети — а их трое — в плане красноречивого выражения собственных мыслей пошли в нас. С рождения для их развития использовалось все, что считается необходимым: колыбельные песенки, бабушкины сказки, традиционное книжное чтение, аудиокниги и развивающие мультики.

А зачем мне это нужно?

Школьная пора старшей дочери — уже позади. Промахи и неудачи, конечно, были, как у всех, но мы справились, выстояли, выдержали. И теперь мне порой кажется, что я уже «не успеваю» за моей девочкой. Она, по ее же выражению, «книжный червь», который даст ответ на любой вопрос. Не было у нее особых проблем и с изучением иностранного языка, поскольку от природы имеет хорошую память и легко запоминает материал. Словом, «англичанами» мы не стали, но и не пропали.

Большие надежды мы возлагали на среднюю дочь. Еще в раннем детстве она поражала нас своими философскими умозаключениями. Уже в пять лет порывалась идти в школу, копалась в учебниках и тетрадках старшей. К тому же у нее проявился талант к живописи, особенно полюбила рисовать лошадей. Бойкая и решительная девочка с энтузиазмом отправилась в первый класс. Здесь интерес больше вызвала математика. Но мы не волновались — ребенок развит. Из детского сада нас выпускали с легким сердцем.

Тревожные звоночки раздались уже в конце второго учебного года при изучении английского.

Сначала она очень гордилась тем, что теперь тоже «англичанка». Но со временем стало ясно, что дочка никак не может правильно усвоить произношение звуков — этого в школе ей не дали. С ужасом я поняла, что такая же проблема была и у племянника, который на четыре года старше. Пока он не стал заниматься с репетитором, ничего не клеилось. Мы, изучавшие в свое время немецкий язык, ничем не могли помочь дочери. А старшей было некогда заниматься с сестрой, она лишь изредка помогала с переводом текста. Пробовали включать на компьютере развивающие программы по английскому. Но в школе почему-то требовали другого.

Дошло до того, что наша «серединка» заявила: «Ну и не буду я английский учить. Зачем мне это нужно?» И как мы ни объясняли, что придется сдавать обязательный ОГЭ по английскому в школе, что иностранный язык пригодится в жизни, — ничего не помогло. Вот так естественная тяга ребенка к знаниям переросла в обязаловку и принуждение.

К слову, из положения мы все же вышли с помощью репетитора. Но, как говорится, осадок остался.

Учиться с удовольствием

По мнению специалистов, основу изучения любого языка составляет личная мотивация. Детей разного возраста надо обучать по-разному. Например, если ребенок еще не умеет читать, ему не нужно смотреть мультики и фильмы с английскими субтитрами, в этом нет смысла. Субтитры — это тема для взрослых. Дошколят больше интересуют картинки, а не буквы. Но для начала стоит спросить у ребенка: хочет ли он смотреть мультфильмы на английском. Если да, то пусть смотрит то, что нравится. Даже если нам кажется, что ребенок ничего не понимает, то это не так. Мозг работает, и рано или поздно малыш станет понимать речь. Посмотрите, как мы учим родному языку — мы просто общаемся на нем с ребенком. С английским — тот же метод. Если вы не знаете языка, просто заменяйте русские глаголы на английские, разбирайте и запоминайте новые слова.

Опытные профессионалы советуют: к языку не стоит подходить с осознанием, что ты что-то учишь. Все должно быть естественно и непринужденно. Нужно просто заниматься тем, что нравится. В процессе такого непринужденного погружения в язык как раз и приобретаются знания, умения, навыки. Нужно отойти от понятия, что язык надо учить, а просто разговаривать с детьми на английском. Младших детей, которые только-только учатся говорить, надо помещать в среду говорящих на английском — тогда успех гарантирован. Например, можно ребенку нанять няню, которая будет часть дня говорить с ним только по-английски, а часть дня — по-русски.

Сколько часов проводить ребенку в англоязычной среде? Единых стандартов здесь нет. Все индивидуально. Но английскую речь ребенок должен слышать регулярно.

Кстати, о репетиторах. Кто такой репетитор? Это человек, «натаскивающий» по языку, у него конкретная цель — например, сдача экзамена. Для тех, кто начинает знакомиться с английским, репетиторство не нужно. Язык вполне можно усвоить и самостоятельно. Если ребенок не ходит на дополнительные занятия по английскому языку, а няня-«англичанка» родителям не по карману, то стоит смотреть мультфильмы и детские книжки на английском. Родители сами перед сном могут читать малышу книжку на английском. Но если и родители языком не владеют, то необходимо заниматься языком вместе с ребенком, играть, смотреть мультики, общаться, используя английские слова и выражения. В любом случае, в семье должно сформироваться некое разговорное пространство. Но заниматься английским все должны с удовольствием! Это — обязательное правило. Изу­чение языка не может быть принудительным для родителей, ведь дети мгновенно «считывают» напряжение и фальшь.

Вообще, по мнению психологов, не нужно с детства «запариваться» с языком. Нередко мы заставляем детей знать что-то, потому что считаем, что им это нужно. Но знания приходят тогда, когда они становятся необходимы. Если ребенок заинтересовался, он рано или поздно это «схватит» и будет развиваться. Нужно просто вызвать интерес. Как? Это могут быть и онлайн-уроки по Интернету, игры — все, что угодно. В любом случае, инициатива должна идти от взрослых. Если папа и мама разговаривают между собой на английском, смотрят фильмы на английском, малыш захочет сделать то же самое.

Совместный труд объединяет

Когда я попросила одного учителя по английскому поделиться со мной своим видением сложностей при изучении языка в школе, она ответила:

— Если дети начинают изу­чать английский со звуков, позже им становится сложно читать без помощи транскрипции, — сказала она. — Также у ребенка часто возникает непонимание, почему, например, одна и та же буква может читаться тремя способами. Еще одна проблема — в начале изучения английского языка детям необходимо запоминать большое количество новой лексики. А самое сложное — времена. Ученику трудно запомнить и различить такое количество времен, имея в своем родном языке всего три. Поэтому на эти проблемные моменты я бы обратила особое внимание родителей.

Конечно, все эти заморочки с языковыми трудностями не так-то просто решить. Требуются воля, строгость и последовательность прежде всего от самих родителей. Где же взять сил работающим папам и мамам? Всем хочется отдать ребенка в первый класс и через десять лет без проблем получить готового, разговаривающего на разных языках недоросля, способного взять часть трудностей семьи на себя. В этом отношении повезло нашим родителям (теперешним бабушкам и дедушкам) в Советском Союзе: они всю жизнь работали, а школа решала все. Мы живем в другую эпоху, когда всегда и за все отвечаешь сам. Может, это и трудно, но с другой стороны — делает нас ближе к нашим детям. Сов­местный труд, как говорил незабвенный кот Матроскин, он ведь объединяет. И рушит языковые барьеры между поколениями. А это — самое главное!

Но все же запомните: если внимательно прислушиваться к советам профессионалов и носителей языка, то со временем все станет на свои места. И в один прекрасный момент вы сами приятно удивитесь, когда услышите, как ваше чадо поет любимую песню на английском. Главное — дождаться!

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных