Чт, 25 Февраля, 2021
Липецк: -2° $ 73.75 89.67

Выбор героя между небом и звездами

Елена Панкрушина | 19.02.2021 06:10:29
Выбор героя между небом и звездами

Владимир Богодухов (второй слева) совершил более 200 боевых вылетов. Фото Ольги Беляковой

15 февраля наш земляк, полковник, Герой России, заслуженный штурман РФ Владимир Богодухов отметил 60-летие.

Владимир Иванович девять лет назад завершил военную карьеру и начал политическую. В 2011 году он был избран в областной Совет депутатов, а в 2016-м вошел в состав Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Профессия летчика для него — это любовь навсегда, а сегодня он гордится тем, что на законодательном уровне принимает участие в укреплении военного потенциала страны.

Ракета или самолет

— Я родился в 1961-м — очень знаковом году для нашей страны и мира, — рассказывает Владимир Иванович. — Естественно, тогда все мальчишки поголовно хотели стать космонавтами. Мечтал об этом и я. А когда стал старше, понял, что прежде нужно стать летчиком.

Уже в детстве Владимир Богодухов проявил целеустремленность. Он знал, что для поступления в летное училище нужно успевать в школе, иметь крепкое здоровье и отличную физическую форму. Отличником не был, учился на «четыре». А в свободное время уделял внимание спорту: ходил в тир, катался на лыжах и даже имел спортивные разряды.

— Когда поступил в Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов, узнал, что есть такой Липецкий авиацентр, который у профессионалов на хорошем счету, — вспоминает Владимир Иванович. — С того момента мечта стать космонавтом отошла на задний план. Теперь я хотел служить только в Липецком авиацентре.

Этого Богодухов добился в 1989 году. И до самого своего увольнения в запас в 2011-м, проходил службу в Липецке.

На краю космоса

За свою летную карьеру Владимир Богодухов находился в небе более 2,5 тысячи часов. И к моменту увольнения из вооруженных сил имел высшую квалификацию штурмана-снайпера и почетное звание «Заслуженный штурман РФ».

Он исчертил небо над всем Советским Союзом, летал над морями — Черным, Каспийским, Баренцевым, Балтикой. Доводилось участвовать и в международных учениях. Максимальная высота, на которую поднимался наш заслуженный летчик, — 14 тысяч метров.

— Когда летишь на максимальной высоте, уже можно видеть очертания овала Земли и черное небо, — описывает Владимир Богодухов. — Там уже чувствуется, что космос близко.

Очень красиво, по его словам, смотрится Земля и не со столь большой высоты — когда она напоминает карту: с ровными линиями дорог и кривизной рек, преградами горных массивов и правильной геометрией полей и городов.

— А когда поднимешься над кромкой облаков, от зрелища просто дух захватывает, — делится летчик. — Сколько раз в этот момент ловил себя на мысли, до чего же я люблю свою профессию. Не каждому так везет в жизни!

Встреча с НЛО

Но когда пилот выполняет боевое задание — тут не до любования окрестностями. В условиях колоссальных перегрузок нужно четко следовать поставленной задаче и быть готовым к любым непредвиденным ситуациям.

— Однажды, возвращаясь в ночное время на аэродром в Северной Осетии, я видел НЛО, — улыбается Владимир Богодухов. — Нас шло несколько экипажей и все (а это шесть человек) наблюдали несколько светящихся объектов бирюзового цвета, которые передвигались хаотично и очень быстро. Они не были похожи ни на самолет, ни на любой другой известный летательный аппарат. Мы так и не смогли определить, что это было.

Позже выяснилось, что с земли эти объекты не засек ни один локатор, хотя невооруженным глазом они были отчетливо видны.

Реальность и фейки

Всего за годы службы Владимир Богодухов совершил более двухсот боевых вылетов. Для сравнения, в годы Великой Отечественной войны за сто вылетов давали Звезду Героя Советского Союза.

В списке военных командировок — Чечня, Грузия, Южная Осетия. К счастью, из всех этих горячих точек ему удалось вернуться здоровым и невредимым. Посчастливилось избежать и ранений, и серьезных аварий.

— Один раз «привезли» пробоины от стрелкового оружия, но они были незначительные и их легко устранили наши механики и инженеры, — рассказывает Владимир Иванович.

Однако в Интернете можно найти историю о том, что в 2008 году самолет, в котором находился Богодухов вместе с еще одним Героем России — липчанином Олегом Сторожуком, был сбит ракетой, а экипажу пришлось катапультироваться.

— Эта информация — придумка иностранных журналистов, с нами такого не было, — говорит Владимир Богодухов и добавляет: — Мы прекрасно знаем, что во время боевых действий это возможно. И мы теряли друзей и товарищей, с которыми раньше летали.

К примеру, во время операции по принуждению Грузии к миру в 2008 году было сбито восемь единиц российской авиационной боевой техники. Особый драматизм событиям добавлял тот факт, что противник использовал оборудование ПВО российского производства. Причем не устаревшее, а вполне современное, которое до сих пор применяется в нашей стране. Но тогда оно было на территории Грузии и было использовано против нашей, российской, авиации.

Законы для обороны

Теперь Владимир Богодухов пользуется в основном самолетами гражданской авиации. Он больше не садится за штурвал боевой машины, лишь иногда, раз или несколько в год, позволяет себе прокатиться на спортивном самолете, но только под присмотром инструктора, как того требует техника безопасности. Теперь его работа — в сфере законотворчества.

— У меня есть опыт службы в Вооруженных Силах Советского Союза и после развала СССР, — говорит он. — Я помню времена, когда военные при перемене места службы оставляли семью в прежнем гарнизоне, а сами уезжали, снимали «угол» и ждали по году, когда им предоставят хоть комнату и появится возможность перевезти семью. Сейчас таких проблем нет. Комитет Госдумы по обороне, в состав которого я вхожу, уделяет большое внимание социальному обеспечению военнослужащих.

Немаловажными для государства являются вопросы обороноспособности и тех­вооружения армии. По словам Владимира Богодухова, сегодня семьдесят процентов техники, находящейся на вооружении страны, — это новейшие разработки. Кстати, к модернизации современных боевых самолетов наш собеседник имеет самое прямое отношение. Еще находясь на службе в Липецком авиацентре, он принимал участие в деятельности исследовательского отдела боевого применения, занимавшегося модернизацией оборудования.

— Сегодня наша армия, наши Воздушно-космические силы и авиация в том числе — одни из лучших в мире, — уверен наш собеседник. — Сильная страна должна обладать сильной крепкой армией. Это нужно не для войны, а для сдерживания «горячих» голов, для нашей безопасности.  

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных