Ср, 15 Июля, 2020
Липецк: +20° $ 71.23 80.27

Возвращение к Бунину. Первый эскиз

Андрей Снегов | 11.06.2020 04:28:47
Возвращение к Бунину. Первый эскиз

Оксана Эсаулова и Наталья Сосновская уверены, что бунинский проект Издательского дома «Липецкая газета» станет знаковым событием в культурной жизни региона. Фото Ольги Беляковой

На дверях Липецкого Дома музыки еще не снято объявление, где говорится о том, что из-за карантина он закрыт до особого распоряжения. Но в минувший вторник здесь звучали романсы Рахманинова.

В этот день немногочисленная публика рассматривала графические листы и живопись действительного члена Петровской акаде­мии наук и искусств Ирины Че­мякиной, руководителя регионального отделения Союза художников России Сергея Толчеева, елецкой художницы Екатерины Григорьевой и ее учениц Ирины Семенихиной и Татьяны Федяниной.

Проект на два дома

Это была творческая встреча (слово «мероприятие» здесь неуместно), посвященная 150-летнему юбилею Ивана Бунина. С нее началось осуществление мультимедийного проекта Издательского дома «Липецкая газета» в память о нашем выдающемся земляке, нобелевском лауреате, последнем классике золотого века русской литературы. Два Дома — прессы и музыки — объединились, чтобы воздать должное замечательному писателю.

То, что произошло, можно сравнить с первым наброском, эскизом к большой картине. Людей, небезразличных к родной культуре, ждет ряд интересных событий под общей «шапкой» «Наш Бунин». Это диалоги литераторов и читателей, бунинский «круглый стол», сбор книг писателя для малоимущих семей и многое другое. На осень запланирован большой литературно-музыкальный вечер «Вернись на родину, душа!».

Короче, журналисты и сегодня остаются не только информаторами, пропагандистами, агитаторами, но и организаторами важных общественных акций. Причем отнюдь не обязательно связанных с политикой. Как видим, они берут на себя и миссию просветителей. Кому-то помогают впервые открыть для себя автора «Суходола», «Жизни Арсеньева», «Темных аллей». А кому-то — вновь взять в руки давно прочитанные книги, которые, безусловно, стоит перечитывать, чтобы не очерствело сердце, не заснул разум, не распалась связь времен.

Масштабное продолжение

Сергей Толчеев, создатель острого, экспрессивного портрета Бунина, каким предстает писатель в атмосфере «Окаянных дней», на презентации был настроен по-боевому. Его беспокоит, что юбилейный год оказался пока как бы на обочине культурной жизни. Многими он фактически не замечен. Однако так ли все безотрадно? Как подчеркнула директор Издательского дома «Липецкая газета» Оксана Эсаулова, журналистский проект уже нашел отклик в пятнадцати учреждениях культуры, творческих коллективах. Идею активно поддержали в соцсетях. А художественный руководитель Дома музыки Наталья Сосновская сообщила: за камерным прологом последует масштабное продолжение. Ведь Бунина без музыки его великих современников, без Шаляпина и Рахманинова невозможно постичь по-настоящему.

Источник вдохновения

Словно в подтверждение ее мысли мастера Липецкой государственной филармонии исполнили несколько произведений Рахманинова. В этой музыке мы слышим близкий Бунину русский распев, перезвон церковных колоколов, сопровождавший елецкое детство и отрочество писателя. Наверняка он вспоминал о нем на чужбине до конца своих дней. Мировая слава не вытеснила из его памяти и сердца те ранние впечатления о малой родине, российской глубинке. Без Ельца, без Озерок стал ли бы он тем творцом, которого дольше века читают и в России, и далеко за ее пределами? Неслучайно Екатерина Григорьева заметила: ее земляк никогда не отрывался от почвы, питавшей его вдохновение.

Свидетельством тому являются работы самой Григорьевой и ее коллег. «Мы ходим по улицам, по которым ходил он, видим те же дома, которые он видел». Это побуждает художника с особым настроением браться за кисть, перо, карандаш, воссоздавая черты бунинской провинции.

Ирина Чемякина талантливо оформляла, иллюстрировала книги и журналы, долгое время трудилась в Издательском доме «Липецкая газета».

— А сейчас, — говорит она, — я занимаюсь, не отвлекаясь на служебные обязанности, тем, чем хотела заниматься всю жизнь. Но о работе в Издательском доме думаю с признательностью. Ведь именно тогда я немало поездила по области, побывала в бунинских местах. И отовсюду привозила альбомы с зарисовками. А затем листала книги Ивана Алексеевича, узнавая в его описаниях то, что хранится в моих блокнотах.

Наброски Ирины пре­вращались в изысканные, отмеченные тонким вкусом законченные рисунки. Документальная их достоверность сочеталась с фантазией, разбуженной прозой и поэзией Бунина. Я сказал художнице, что мне хотелось бы поставить на полку, допустим, том «Темных аллей» с ее романтическими иллюстрациями. Она ответила:

— Мне тоже этого хочется. Как знать, быть может, все еще случится.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Итак, бунинские торжества на липецкой земле стартовали. Назло обстоятельствам, самоизоляции, карантину. Даст Бог, дальше они будут проходить в переполненных залах. И продолжатся для каждого из нас наедине с книгами писателя.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных