Пн, 18 Октября, 2021
Липецк: +10° $ 71.78 83.33

Военный плакат словно стрелок

Анастасия Карташова | 28.10.2020 06:17:38
Военный плакат словно стрелок

Плакаты 1941 – 1945 годов, бьют точно в цель. Даже спустя многие десятилетия после войны они производят сильнейшее впечатление. Появляется ком в горле и давящая боль в груди. Почему так происходит?

Об этом мы говорим с завкафедрой русского языка и литературы ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского Еленой Поповой. Теме пла­ката времен Великой Отечественной войны посвящена одна из ее научных работ.

— Когда я еще училась в школе, в нашей семье появилась хорошо иллюстрированная книга, рассказывающая о военных плакатах. Ее подарила знакомая, которая переехала в Москву. Так я впервые познакомилась с этим направлением искусства. И позже, в преддверии юбилея Великой Победы, решила посвятить плакатам свою научную статью.

— За годы войны были созданы сотни плакатов. Откуда авторы черпали вдохновение?

— Художники часто выезжали на линию фронта. Делали зарисовки бойцов, подмечали моменты боя. А еще мастера черпали вдохновение в произведениях классической живописи. Есть очень интересные параллели. Кто, к примеру, не знает картину Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»? И этот прекрасный ночной украинский пейзаж с таким узнаваемым изгибом великой реки, холодным сиянием луны удачно использовали в плакате «Боец, Украина ждет тебя!» Николай Жуков и Виктор Климашин. На фоне узнаваемых очертаний ночного Днепра, который у Куинджи дышит тишиной и спокойствием, они изобразили связанную, измученную женщину. Героиня страдает в фашистской неволе и ждет освобождения.

Михаил Мальцев изобразил на фоне известной всем картины Виктора Васнецова «Богатыри» летчика, танкиста и сапера. Плакат призывает: «Красноармеец, будь достоин богатырской славы твоего народа!» Такие исторические переклички, которые на языке лингвистов называются интертекстуальностью, были характерны для многих работ.

— Над плакатами работали живописцы не только в Москве и Ленинграде, но и в союзных республиках. Вносили ли они в свои работы национальный колорит?

— Таких примеров не так много, но, пожалуй, самым показательным является плакат Константина Чепракова «Победа зависит от нас», который был издан в Ташкенте. В центре него с красным знаменем в одной руке и с мотыгой в другой изображен среднеазиатский крестьянин на фоне хлопкового поля. Слова на русском языке идут внизу рисунка, а в его верхней части — тот же текст на узбекском.

— А какие у вас любимые художники?

— Мои любимые художники — Ираклий Тоидзе, Алексей Кокорекин и Виктор Корецкий. Не может оставить равнодушным плакат Виктора Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» Его композиция предельно проста: на нейтральном темном фоне четко выделяются прильнувшие друг к другу мать и ребенок. Слева, по диагонали, почти касаясь мальчика, протянулось острое жало фашистского клинка, с которого капают капли еще не застывшей крови.

Этот плакат был настолько популярным, что к нему обратился другой художник — Николай Жуков. В своей работе «Бей насмерть!» он неслучайно помещает плакат Корецкого около своего героя-пулеметчика. Включение в качестве сюжетной детали одного плаката в другой — прием, делающий прочтение плаката многоплановым.

— А как менялась тематика плаката в разные периоды Великой Отечественной войны?

— В 1942 году основными становятся темы мести и сознания величия народного сражения. На плакате Дементия Шмаринова «Отомсти!» на фоне полыхающих развалин нарисована мать с телом убитого ребенка на руках. Интересен плакат Виктора Иванова «Пьем воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга!», где показан воин, пьющий из каски днепровскую воду. Этот сюжет вызывает у зрителя ассоциацию с образами воинов Древней Руси. Князь Игорь, мечтая о победе над половцами, говорит своим воинам: «Хочу с вами, русичи, либо голову сложить, либо напиться шлемом из Дону». Силу этого плаката обеспечивает сочетание метафорического образа с реальными действиями бойца. Он обращается даже не столько к самим чувствам, сколько к архетипам народной памяти.

На плакатах 1944 – 1945 годов выражено стремление восстановить разрушенную страну. Появляется новая эмоциональная окраска, нет прежнего трагического напряжения.

— А у вас есть другие исследования, посвященные Великой Отечественной войне?

— Еще в годы обучения в аспирантуре я написала статью «Я вернусь еще к тебе, Россия», которая была посвящена стихам, написанным в фашистских застенках. В ней рассказывается о Мусе Джалиле, Василии Юдине, а также о непрофессиональных поэтах, которые писали стихи в заключении. Еще несколько моих работ посвящены военной лирике Константина Симонова и Юлии Друниной. Но это тема для отдельного разговора.

На днях Елена Александровна отметила юбилейный день рождения. Редакция «ЛГ» ее сердечно поздравляет, желает здоровья, семейного благополучия и талантливых учеников!

СПРАВКА

Елена Александровна Попова — профессор ЛГПУ. Свою докторскую диссертацию она защитила в 31 год, став самым молодым доктором наук в Липецкой области. Является лауреатом областных премий имени Москаленко и Басова. Под ее руководством защищено три докторских и 13 кандидатских диссертаций.

Елена Попова активно сотрудничает с Центром поддержки одаренных детей «Стратегия». С 2000 года занимается экспертной деятельностью, связанной с проведением лингвистических судебных экспертиз.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных