Чт, 29 Октября, 2020
Липецк: +4° $ 78.87 92.60

«Верить в Бога — верить в Его милость и любовь»

14.10.2020 05:30:59
«Верить в Бога — верить в Его милость и любовь»

Фото Николая Черкасова

Как научиться любить одинокому человеку, почему у здоровых людей могут рождаться дети-инвалиды и почему о Воскресении Христовом рассказывается по-разному в четырех Евангелиях ?

Иерей Максим Боев, клирик храма преподобной мученицы Евдокии города Липецка

Можно ли христианину читать книги жанра фэнтэзи?

Что значит «можно» или «нельзя», и кто вправе судить, решать, позволять или запрещать? Никто, и вообще-то, слава Богу! Иначе церковь превратилась бы в какое-то тоталитарное сообщество, где все было бы регламентировано до последней мелочи. Церковь в целом может давать оценки только по каким-то особо важным моментам в вероучении или духовно-нравственным  аспектам. В отношении книги или какого-­то жанра литературы она этого делать как раз не должна, оставляя свободу выбора за человеком, как и возможность существования разных позиций и точек зрения.

Как думать о жизни вечной, если грешишь?

Верить в Бога — значит верить в Его милость и любовь: Иисус Христос говорил, что пришел спасать как раз грешников, а не праведников. За Ним следовали разные мытари и блудницы, которые далеко не сразу становились святыми, если вообще ими становились. Но Он никого не отвергал! И вообще верить еще значит доверять Ему, Его слову, а также быть верными Ему. Наши повседневные грехи этому не помеха — просто начинайте с малого и старайтесь не делать и не говорить другим ничего того, чего себе не желаете.

Почему у здоровых родителей рождаются дети-инвалиды или становятся таковыми в раннем возрасте? Это что, кара Божья?

Это — один из многих сложных жизненных вопросов, однозначного и четкого ответа на которые дать нельзя. Почему у каких-то супругов дети не появляются, хоть они очень этого хотят? Почему дети болеют и умирают? Почему умирают молодые люди? Не на все вопросы мы можем найти ответ. Мы только верим, что Господь создает те обстоятельства, которые наиболее благоприятны для нашего спасения. Нужно задавать вопрос не «почему», а «зачем». Зачем, для чего Господь поставил меня в те или иные обстоятельства? Как я должен на них реагировать? Чему научиться? А если меня эта ситуация лично не коснулась, то чем я могу помочь людям, попавшим в такую ситуацию? Вижу ли я вообще те страдания, которые меня напрямую вроде бы и не касаются? Откликаюсь ли как-то на них? Нам нужно учиться жить так, как ожидает от нас Господь, несмотря на те обстоятельства, которые кажутся непереносимыми, непреодолимыми. Учиться смирению, терпению, любви, неравнодушию к чужой боли. Так мы можем стать такими, какими хочет нас видеть Господь, сможем научиться молиться, за все благодарить Господа, сможем быть с Ним и в этой жизни, и в будущей. А ведь это и есть цель нашей земной жизни.

Как одинокому человеку научиться любить?

По-настоящему любить, наверное, невозможно научиться, поскольку это — дар. Дар нам дается, по-видимому, такой, какой мы сами готовы принять. Любовь начинается с того, что мы не делаем другим, чего не хотели бы себе самим, и стараемся поступать с другими так, как хотели бы, чтобы поступали с нами. Любовь может проявляться многообразно и в разных степенях, в общем — и с нашей стороны, и доходить до нас самих. Важно быть открытыми окружающим людям, доброжелательными с ними. И хорошо быть членом какой-то церковной общины, где вас многие знали бы, и вы рады были бы многих из них видеть, и где также есть возможность начинать проявлять любовь с чего-то малого. Тогда в любом случае не будете одиноким.

Можно заменить изучение трудов Святых Отцов чтением Житий святых?

Нет, не стоит, поскольку это разные тексты по содержанию. Но они могут дополнять друг друга. По аналогии с биографиями писателей и поэтов в отношении их собственных трудов. Какие-то моменты их жизни могут быть важными для понимания их творчества, но если мы ограничимся только их жизнеописанием, не читая их собственных произведений, мы многое потеряем. Но святые в истории Церкви были самые разные: одни ничего не писали, но показывали удивительные примеры святости для окружающих, другие же славились даром слова и проповедей. И те, и другие важны по-своему.

Как поддерживать в себе желание молиться? Какое толкование Евангелия лучше читать?

Из современников можно почитать книгу «Сын Человеческий» отца Александра Ме­ня — ­ в Интернете ее легко найти, да и в книжных лавках можно ку­пить. В главном все христианские толкования едины насчет Христа, а мы верим не «во что», а «в кого»: «Я — путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Насчет других вещей могут быть разномыслия, они допустимы, и этого не надо пугаться. Молитва ни у кого из нас не идеальная, но не стоит смущаться, а лучше продолжать молиться и сохранять в этом постоянство, но неплохо также и от себя что-нибудь добавлять для разнообразия. В том числе и те просьбы с сомнениями, которые вы здесь выразили, адресуйте непосредственно Богу. И пытайтесь внутри себя услышать ответ. Только Он вам сможет подсказать что-то конкретное, а люди вокруг могут разное говорить, хотя и к ним стоит иной раз прислушиваться. Испытания, конечно, все время какие-то будут в дальнейшем, но это неплохо, в них мы растем и укрепляемся духовно.

Зачем и почему дьявол искушал Иисуса Христа?

Замысел Бога, тем более в том, что касалось Боговоплощения, не мог во всем быть открытым дьяволу. В Писании есть некоторые указания, что и ангелам может быть неведом промысел Божий, что и они желают вникнуть в то, что пока от них сокрыто. Так что сатана не знал или не понимал, конечно, всего. Возможно, понял вскоре, как и бесы, которые тем самым по-своему пророчествовали.

Почему евангелисты по-разному рассказывают о Воскре­сении Христа?

В повествованиях о Воскресении возможна разница во многих деталях, касающихся Воскресения и обстоятельств вокруг него. Как и вообще в повествованиях о жизни Христа в целом. Дело в том, что Евангелия — это не задокументированные рапорты. Это свидетельства веры, притом сделанные уже по следам произошедшего события, которому никто не был очевидцем от начала до конца (самого момента Воскресения это касается прежде всего). И в каких-то деталях каждый мог запомнить по-разному те обстоятельства. Была ночь, а когда рано утром женщины пришли докончить погребение, которое они не успели совершить до наступления субботы, они обнаружили гробницу открытой и пустой. Кстати, Иоанн как раз начинает свой рассказ о Воскресении с момента, когда Мария Магдалина первая приходит к гробнице еще затемно. То есть в данном случае как раз между рассказом Луки и Иоанна нет никакого противоречия, просто Лука рассказывает о не-­­­­ с­кольких женщинах, пришедших к гробнице, а Иоанн лишь об одной Магдалине.

Может ли священник отказать в Причастии навсегда?

Отлучить от Причастия навсегда невозможно, в таком случае это называется отлучением от Церкви. Оно может быть наложено только Собором. Право отлучения от Причастия на долгий срок принадлежит епископу. Единственным вариантом ситуации, при котором священник может отлучить человека от Причастия на достаточно долгий срок, является упорство во грехе.  

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных