Вс, 31 Мая, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88

В лапах «собачьей смерти»

Александр Гришаев | 29.04.2020 07:08:15
В лапах «собачьей смерти»

Во избавление от холеры в селах и городах совершали крестные ходы

Нынешняя пандемия коронавируса в нашей стране, в отличие от многих других, не вызывает у людей паники. Опасения есть у каждого, но с ума никто не сходит. Все верят в лучшее. Возможно, потому, что россияне за многовековую историю перетерпели и перестрадали очень многое. А наши предки воспринимали массовые эпидемии как неизбежность, с которой надо смириться. Бог дал, Бог взял...

Одно из самых страшных бедствий — холера обрушилась на Россию в начале XIX века. С 1816 года и до конца столетия эта болезнь восемь раз приходила в страну. Самой же сильной оказалась эпидемия 1830-31 годов. «Собачья смерть» или, как называл ее Александр Пушкин, «индийская болезнь», не обошла стороной и липецкий край.

Первые случаи — завозные

Долгое время липчанам помогало избегать эпидемий то, что в быту они пользовались чистой водой из обширных подземных резервуаров. В том числе и минеральной. По легенде, ее первооткрывателем был император Петр Первый, но жители Малых Липских Студенок и окрестных сел употребляли целебную воду задолго до визита императора. При отсутствии централизованного водопровода предки современных липчан варили щи и кашу на воде из родников карстового происхождения — воклюзов. Некогда они во множестве били в Каменном логу, питая речку Липовку, а также на Монастырке — в районе Успенского монастыря. Искусственных колодцев было немного и их в основном копали в нижней части города.

Но даже такая природная защита не смогла уберечь горожан от эпидемии холеры. В отличие от оспы и чумы, она не передается воздушно-капельным путем и считается «болезнью грязных рук». По всему миру она распространялась из Индии. А на границах губерний, в состав которых входили территории нынешней Липецкой области, оказалась после возвращения русской армии с персидских и турецких войн. Чтобы остановить ее распространение, правительство ввело ограничение на передвижения по стране.

Одним из первых борьбу с распространением болезни на территории современной Липецкой области в 1830 году начал владелец усадьбы Рязанка Раненбургского уезда Рязанской губернии Петр Семенов — отец знаменитого ученого и путешественника. Вместе с уездными земскими врачами он организовывал «карантины» на границе уезда. В них медики проводили обследования среди местного населения и выявляли заболевших из числа прибывавших из южных губерний. Боролся Семенов и с бродившими по уезду самыми невероятными слухами о десятках тысяч умерших и неминуемом «конце света». Фейки использовались задолго по появления Интернета и соцсетей. Разъяснительную работу среди населения вели на страницах выпускавшихся в период эпидемии «Холерных листков», статьи для которых писал Петр Семенов. Благодаря этим мерам холерную пандемию в уезде удалось остановить.

Тамбовский бунт подавили липчане

В Тамбовскую губернию, в состав которой входил и Липецкий уезд, холера пришла в начале осени 1830 года. 4 сентября эпидемия началась в селе Алабухи Борисоглебского уезда, где умерли шесть женщин и трое мужчин. 14 ноября стали появляться случаи эпидемического заболевания в пригородном к Тамбову селе Никольском. Местные крестьяне не поверили, что в их селе эпидемия, называя ее «выдумкой господ да лекарей». Они выпустили из больницы всех больных, сняли оцепление, а врача приковали к трупу умершего от холеры. На следующий день она обнаружилась в самом Тамбове. Заболели жена титулярного советника, крестьянка, губернская секретарша и вольноотпущенный. Вскоре на улицах города больных стали забирать в холерную больницу, где их сажали в горячие ванны и «открывали им кровь». Зачастую в больницу, по ошибке бригад «холерных повозок», попадали пьяные граждане. Протрезвев, они, разбивая окна, в ужасе ломились из больницы на волю, пугая народ рассказами о больничных порядках.

Паника, охватившая население, оказалась страшнее холеры. Слабая осведомленность о болезни и ее причинах породили массу слухов о том, что чиновники и врачи не лечат, а сами травят людей и используют «мнимую» эпидемию в своих целях.

Кто-то начал торговать… заячьим пометом. Размещенная в уездной газете реклама убеждала, что это лучшее средство от заразы. Пытались лечить холерных больных уксусом и распаренным в горшке сеном.

17 ноября большая толпа собралась перед городской Думой и стала требовать от местных властей признания, что «никакой холеры нет». Тамбовское мещанство бушевало три дня. В ходе беспорядков взяли в плен губернатора, уничтожили холерную больницу и сняли все городские караулы.

Подавить бунт удалось лишь силами прибывшего из конно- пионерного эскадрона (пионерные части выполняли в то время в России функции саперных — А.Г.) и других армейских формирований. Военные окружили восставших и задержали шедших им на помощь с вилами, косами и топорами крестьян села Никольского.

Зачинщиков бунта насчитали более тридцати, а к суду привлекли около двухсот человек. Руководителя восстания — одно­дворца Данила Ильина, говорившего что «опасна не холера, а начальническое своеволие», а также его младшего брата приговорили к наказанию плетьми и 20-летней каторге. Еще восемь человек — к наказанию шпицрутенами.

Уповая на милость божию

В отличие от Тамбова, в уездном Липецке с его в то время восемью тысячами жителей и десятком каменных домов, были отмечены лишь единичные случаи неприятия введенных для борьбы с эпидемией мер. Пик холеры в городе пришелся на осень 1831 года. Самым массовым, предпринятым для избавления от эпидемии мероприятием, стал крестный ход, с хранившейся в Христорождественском соборе древней иконой Божией Матери «Страстная».

Вот как его описал один из первых липецких церковных историков, священник Троицкого храма отец Гавриил (Делицын):«Во время свирепствования холеры в памятном году святая икона сия, по приведении на память о ней некоторыми старожилами, поднята была благоговейно из церкви, носима по всему городу с крестным ходом, при многочисленном стечении народа. А по возвращении ея в храм — почти в каждый дом брали сию икону для служения. С того времени не только горожане, но и приезжающие в Липецк на минеральные лечебные воды притекают к ней для поклонения с теплою верою и твердым упованием на скорое ее заступление и помощь и получают просимое».

В благодарность за спасение горожане сделали на «Страстную» икону серебряную ризу весом в 20 фунтов и 65 золотников, украсив ее драгоценными камнями. А с 1833 года, в память о чудесном избавления от холеры, крестный ход с иконой в Липецке стали ежегодно совершать 28 июля (10 августа по новому стилю). В тот же день, когда православные чествуют другой почитаемый образ — Смоленской иконы Божией Матери.

Сегодня долгое время хранившаяся в Никольской церкви села Двуречки чудотворная икона «Страстная Липецкая» находится в Христорождественском кафедральном соборе Липецка.

В холерные бараки могли попасть и здоровые, но нетрезвые люди

В холерные бараки могли попасть и здоровые, но нетрезвые люди

В холерные бараки могли попасть и здоровые, но нетрезвые люди
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных