Пт, 14 Августа, 2020
Липецк: +18° $ 73.15 85.92

Учиться как все, учиться со всеми

Анастасия Князева | 19.06.2020 04:02:08
Учиться как все, учиться со всеми

Третий по счету ресурсный класс в Липецке открылся в прошлом году в школе № 26. Еще два таких класса откроются осенью в школах № 26 и № 27

Восьмилетняя Лера Волокитина 1 сентября идет в первый класс. Но класс этот необычный, как и сама Лерочка. У девочки аутизм, эпилепсия и тугоухость, а класс, в котором она будет учиться, — «ресурсный», специально созданный для инклюзивного обучения детей с аутизмом.  

День знаний два таких класса будут открыты на базе липецких школ № 26 и № 27, сообщила председатель городского департамента образования Светлана Бедрова. Всего в них будет учиться 16 детей. Также еще один инклюзивный класс впервые откроется в Ельце — в школе №1.

Трогательный ролик о Лерочке и ее маме разместил в своем Инстаграме глава Липецкой области Игорь Артамонов.

Не верила, что это возможно

— Ресурсный класс для нас с Лерой был мечтой, я вообще не верила, что с нашим букетом диагнозов она сможет учиться в обычной школе, с обычными детьми, — не скрывает радости мама девочки Елена. — Моя дочь будет так же, как они, бегать на переменках, носить форму и портфель. Да, Лера не такая, как все, но наши дети должны иметь равные возможности для обучения и развития со здоровыми ребятами.

Инклюзивная среда важна как для развития детей с аутизмом, так и для обычных малышей. Одних она учит сопереживать, а других — «копировать» поведение, присущее обычному обществу.

Условия для получения образования детьми с расстройством аутистического спектра ведется в областном центре уже не первый год. Липецкие педагоги изучали опыт соседних регионов, привнесли свои идеи, и сегодня в городских школах № 26, 30 и 60 уже работают три таких класса.

А теперь с работой наших педагогов приезжают знакомиться коллеги из других субъектов Федерации. Так, в минувшем феврале в 30-й и 60-й школах Липецка побывала делегация из Тамбова, где только готовятся внедрить подобную систему образования.

Особый класс

Ресурсный класс — это особая форма обучения, когда ребята зачислены в обычный класс, но часть предметов, а иногда и все, изучают в отдельном кабинете. В «ресурсном классе» не более восьми учеников, плюс педагог и тьютор — наставник. Для каждого ученика составляется индивидуальная программа, учитывающая его навыки и особенности развития.

Методика, которая используется при обучении детей в таком классе, — прикладной анализ — уже показала себя как самая эффективная для детей с аутизмом, и многие будущие первоклашки занимаются по ней уже в ресурсных группах в детских садах, которые также есть в Липецке.

Именно такая форма обучения, как «ресурсный класс», максимально учитывает все особенности ребенка с РАС и дает возможность осуществлять обучение наиболее эффективно. Многие дети, которым «светила» только коррекция, после обучения в начальной школе именно в «ресурсном классе», в среднем звене, как правило, смогли учиться по обычной программе.

В этом году из-за пандемии коронавируса малыши с аутизмом, как и все обычные детки, продолжили обучение дистанционно. И все справились!

Совместная работа с властью

— Мы очень благодарны главе Липецкой области Игорю Артамонову, при содействии которого стало возможно открытие еще двух новых классов, — говорит исполнительный директор организации «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке», которая объединяет семьи детей с этим диагнозом, Александра Рощупкина. — Очень важно, что это направление не прекращается, а только развивается, потому что инклюзивное образование необходимо и должно быть доступно.

Какая была проделана работа в нашем регионе областным управлением и городским департаментом образования, организацией «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке» для того, чтобы открытие стало возможным, хорошо знает Елена Перова. Ее сын Арсений — будущий одноклассник Леры Волокитиной. У мальчика тоже аутизм.

— Я очень ценю труд людей, благодаря которым все это стало возможно, — говорит мама Арсения. — Было разработано множество программ обучения, выбрано необходимое оборудование, обучены специалисты. И все это в контакте с родителями, чтобы было именно так, как нужно детям. На последующий учебный год (2021 – 2022) в ресурсные классы смогут пойти еще 14 ребятишек, 19 малышей нуждаются в посещении ресурсных групп. Поэтому создание новой инклюзивной среды очень востребовано. Сегодня в школах уже назначены кураторы ресурсных классов, определены педагоги, ведется набор тьюторов для работы с детьми, а в зданиях образовательных учреждений выделены специальные помещения для организации учебного процесса, закупается необходимое оборудование и готовятся дидактические материалы.

Кстати, 15 июня стало известно, что общественная организация «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке» стала победителем конкурса Фонда президентских грантов и получит 2374000 руб­лей на проект «Инклюзивная образовательная среда — шанс для детей с аутизмом. Второй этап», направленный на создание дополнительных инклюзивных классов и групп в Липецкой области и обеспечение условий для полноценной инклюзии детей с РАС в общеобразовательных учреждениях.

Таким образом, средства гранта пойдут на софинансирование совместно с региональным бюджетом существования действующих ресурсных классов, а также создание новых.

Реализация проекта позволит оплатить методическое сопровождение 78 детей с РАС внешними специалистами (кураторами и супервизорами) в сфере прикладного анализа поведения, на сегодняшний день отсутствующими в системе образования.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Важно отметить, что один из новых ресурсных классов появится в школе № 27, открытие которой планируется в областном центре в июле. Ход строительства и готовность к началу ее работы недавно оценили Игорь Артамонов и мэр города Евгения Уваркина. Сейчас идет отладка инженерных систем. Кабинеты готовы, мебель завезена. Вот-вот рабочие начнут устанавливать столы, парты, оборудование.

В «ресурсном классе» не более восьми учеников, плюс, педагог и тьютор – наставник.

В «ресурсном классе» не более восьми учеников, плюс, педагог и тьютор – наставник.

В «ресурсном классе» не более восьми учеников, плюс, педагог и тьютор – наставник.
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных