Ср, 26 Февраля, 2020
Липецк: $ 63.45 68.77

«Цифра» вместо рутины

Елена Таравкова | 26.12.2019 06:44:13
«Цифра» вместо рутины

У Аллы Волковой на уроках информатики скучно не бывает. Фото Анатолия Евстропова

Какой быть парадигме российского образования: гуманитарной или технократической? Как школа откликается на запросы современных учеников, куда поведут страну и мир дети цифровой эпохи и погубит ли рацио российскую душевность и сердечность? Об этом и многом другом мы беседуем с Аллой Волковой, заместителем директора, учителем физики и информатики липецкой гимназии № 12.

— Как изменилась информатика с тех пор, как вы пришли в школу?

— За шестнадцать лет, что я работаю в школе, преподавание информатики вышло на совершенно новый уровень. Если раньше уходил не один месяц, чтобы научить ребенка держать мышку в руке и нажимать на нужные клавиши, то сейчас с пятиклассниками мы на это время не тратим, а сразу же приступаем к работе с информацией. Кстати, не все мои уроки проходят за компьютерами, мы работаем и с бумажными носителями, с книгами, изучаем тексты, преобразуем схемы в связные рассказы. Да что там пятиклассники! Сейчас я занимаюсь подготовкой шестилеток к школе. Из них 90 процентов уверенно выполняют задания на развитие логического мышления.

— Цифровые технологии помогают вам в работе?

— Я разрабатываю, активно использую и пропагандирую новые цифровые образовательные ресурсы. При организации занятий ориентируюсь на возможности современной техники, помогающие учащимся интегрироваться в информационную среду.

Для взаимодействия со школьниками и их родителями активно использую ресурсы социальных сетей, видео­чатов, официального сайта липецкой гимназии № 12, который неоднократно становился победителем и призером городского фестиваля информационных ресурсов «Открытое образование». Кроме того, я автор контента, размещаемого на сайте кафедры естественно-математических наук гимназии, и собственного персонального сайта учителя физики и информатики. Мои материалы размещаются и в профессиональных электронных изданиях.

— Двенадцатая гимназия у большинства липчан ассоциируется с инновациями. В каких экспериментах она участвует сейчас?

— Мы одними из первых подружились с компанией SMART, которая производит современное учебное оборудование. Не только следим за ее разработками, но и применяем на уроках. Это и интерактивные доски, и документ-камеры, и системы опроса, и многое другое. А в этом году наша гимназия вошла в интересный проект Сбербанка по персонализированной модели образования и внедрения цифровой платформы. Проект реализуется фондом «Вклад в будущее». В нем участвуют три пятых класса. Процесс обучения строится на основе учебных моделей, включающих в себя задания трех уровней сложности. Главная роль отводится ученику. Он самостоятельно определяет траекторию своего развития, уровень сложности учебных целей и способ их достижения.

Меняется и роль учителя. Он разрабатывает контент, проверяет работы учеников. Причем не все задания выполняются индивидуально. Предусмотрено и межличностное общение, коллективная, групповая деятельность. Цифровая платформа полностью меняет традиционную классно-урочную систему образования. Рутинные процессы автоматизируются, что экономит время и учителя, и ученика. Эта модель развивает у детей гибкие навыки, которые нужны в современном мире, такие как умение работать в команде, пользоваться разными источниками информации.

— Нет ли опасности в том, что дети полностью погрузятся в виртуальный мир?

— Для нынешнего поколения компьютер не диковинка, а повседневный рабочий инструмент. Задача взрослых — не делать из электронной машины врага, а превратить ее в помощника. И научить детей пользоваться компьютером не в ущерб другим делам, например, чтению книг. Не спорю, это сложно, но все-таки возможно. Да, время общения с техникой нужно контролировать и даже ограничивать. Но изолировать ребенка от информационных технологий, развивающихся стремительными темпами, нельзя. Без них он рискует остаться на обочине жизни. Безусловно, родители должны быть в курсе, какие сайты посещает их ребенок, с кем переписывается. Необходимо обучать детей кибергигиене, безопасной работе в Интернете.

— Сегодня в районах области появляются новые образовательные пространства — «Точки роста». Как вы к этому относитесь?

— Положительно. Не секрет, что материально-техническое оснащение сельских школ часто отстает от городских. Поэтому «Точки роста», оборудованные новейшей техникой, открывают перед сельскими ребятами большие перспективы, дают возможность идти в ногу со временем, заниматься тем, что пригодится в нашу цифровую эпоху. Однако очень важно в первую очередь обучить самих педагогов, обеспечить их методическими материалами, провести мастер-классы и так далее. Как говорится, кто информирован, тот вооружен.

— Еще одно новшество — это масштабный проект обу­чения учеников 8–9 классов программированию «Яндекс. Лицей». На сегодняшний день уже сотни школьников региона приступили к бесплатным занятиям по специальной программе. Что вы думаете по этому поводу?

— Это очень интересный проект, в рамках которого школьники смогут изучить основы Python — одного из самых востребованных в современном мире языков программирования. При этом дети проходят серьезный отбор по развитию математических навыков и логического мышления. Организовано специальное обучение для учителей. Это хорошо, это нужно. Но, на мой взгляд, обучать программированию надо раньше, начиная с пятого-шестого класса. Кстати, среди «яндекс-лицеистов» есть и ученик нашей гимназии — это восьмиклассник Федор Титов. Интерес у него проявился еще в начальной школе. Он победитель олимпиад по информатике, обучается в Центре одаренных детей «Стратегия».

— У Вас большой педагогический стаж. Что вы считаете самым большим достижением в своей работе?

— Четыре года назад я победила во Всероссийском конкурсе «Учитель года». Я долго к этому шла, готовилась. Это было непростое испытание, но я с ним справилась. Получила своего рода оценку проделанной за многие годы работы. Но в то же время поняла, что надо постоянно учиться. За последнее время у меня было много образовательных поездок. Ямал, Волгоград, Санкт-Петербург, Краснодарский край — вот далеко не полный перечень мест, где я побывала. По одним позициям наш регион однозначно выигрывает, а по другим не помешает изу­чить опыт соседей.

Кроме того, после конкурса у меня появилась возможность влиять на образовательную политику страны. Я вхожу в жюри данного конкурса. Являюсь членом Экспертного совета по защите прав педагогических работников комитета по образованию Госдумы РФ. Состою в комиссии по национальной системе учительского роста Министерства просвещения России. Вхожу в редакционный совет «Учительской газеты». Часто выступаю на разных мероприятиях. Это важно, когда слышат голос учителя из региона.

— Каким, на ваш взгляд, должен быть современный учитель?

— Неравнодушным к тому, что происходит вокруг. Наша профессия немыслима без желания постоянно развиваться, учиться. Педагог должен уважать детей и принимать их такими, какие они есть. Не бояться трудностей, которые есть в любой профессии. Не стесняться задавать вопросы старшим коллегам, наставникам. К сожалению, молодые педагоги иногда не слышат советы, которые им дают более опытные коллеги. Когда я только начинала работать, мои уроки часто посещала директор гимназии Ольга Николаевна Уласевич. И каждый раз потом у нее в кабинете шел разбор «полетов». Сначала, признаюсь, меня это немного задевало. Но со временем я поняла, что задача руководителя была не наказать меня за неправильные действия, а рассказать и подсказать, как можно было провести занятие по-другому. И за это наставничество я ей благодарна.

    Наша справка

    За годы работы в школе Алла Волкова завоевала множество наград. Она победитель конкурса «Лучший учитель Российской Федерации» в рамках приоритетного национального проекта «Образование», заслуженный работник образования Липецкой области, образцовый учитель SMART Международного уровня, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года». А в этом году она удостоена премии Министерства просвещения РФ за достижения в педагогической деятельности.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных