Вт, 19 Января, 2021
Липецк: -20° $ 73.55 89.25

Театр создается единомышленниками

Ольга Шкатова | 31.12.2020 02:46:32
Театр создается единомышленниками

Заслуженный артист России, художественный руководитель Липецкого государственного театра кукол Олег Пономарев, на днях отметивший 50-летие, впервые на сцену вышел в трехлетнем возрасте.

Начинал в Липецком государственном академическом театре имени Л.Н. Толстого. Стоял у истоков Липецкого муниципального на Соколе. Там появились его первые режиссерские работы. Его путь в профессию, как у многих молодых артистов, начался именно у новогодней елки.

Семейный праздник

— Для меня Новый год разделился на два этапа. В детстве это запах мандаринов и елки, мишура, гирлянды, гости. Весело! Во взрослой жизни это грим, клей, детское ликование, звенящее в голове и после представления. Ты с детворой у елки. То ты животное, то Дед Мороз, то Баба Яга. Ты понимаешь, что у людей праздник, а ты его создаешь, — делится Олег Витальевич. — Сегодня, когда массовые мероприятия под запретом, мы не ушли от традиции и нарядили елку, чтобы создать праздничное настроение для взрослых зрителей, которые приходят на наши вечерние спектакли. За всю историю новогодних праздников мы впервые не устраиваем представлений для детей.

По общности интересов

Начало актерской профессии в семье положил народный артист России Виталий Пономарев. Глубокий драматический актер, он сыграл немало ролей в детском репертуаре и даже был признан лучшим Карлсоном Советского Союза.

— Конечно, и во мне, и в брате творческое начало от отца. Он настаивал на том, чтобы я не занимался актерской профессией. Но я вырос за кулисами, для меня театр — и дом, и семья. Это храм, в который ты можешь приходить ­как домой, — считает режиссер. — То и дело появляются реформаторы, которые хотят сделать из театра заурядное место отдыха. Но для этого есть торгово-развлекательные центры. Там можно что-то смотреть, пить и кушать одновременно. Театр для другого: для воспитания души и духа. Не надо из него делать общепит. Театр создается единомышленниками, которые отдают ему все свои силы. Для них это не работа, а образ жизни. Вот почему театр не переделать по прихоти и не создать заново по щелчку. Не было бы «Ленкома», если бы Марк Анатольевич Захаров не вложил туда столько сил и не создал такую мощную труппу. Противоположный пример — антреприза. Артисты собираются ненадолго, быстренько что-то ставят, едут по городам, зарабатывают деньги. Но эта форма исчерпала себя в 90-е, когда многие ездили по стране с антрепризными спектаклями. Зрители приходили на имена, но качество постановок оставляло желать лучшего.

Каторжная работа

Когда почти полтора десятка лет назад Олег Витальевич возглавил театр, в труппе практически не было молодежи. По его предложению в Липецком областном колледже искусств имени К.Н. Игумнова подготовили два выпуска артистов-кукольников, и большинство из них сейчас работает в театре. Столкнувшись с нехваткой пьес, Олег Пономарев стал сотрудничать с местными писателями.

— Сегодня труппа укомплектована и сбалансирована. В ней двадцать талантливых актеров, — рассуждает худрук. — Никому не запрещено уйти, потом снова вернуться. Но «демократия» хороша в меру. Если она идет на пользу театру и человек занимается творчеством по-настоящему, мы ему рады: пожалуйста, делай, твори. Когда начинается «звездность», приходится прощаться. Такие решения даются непросто. Художественное руководство — это каторжная работа. Но есть режиссеры, у которых я учился. Это Латушко Александр Николаевич, курс которого я окончил в Воронежской академии. Мне нравятся спектакли Иосифа Райхельгауза. Знакомство с теат­ром кукол началось с Вадима Васильевича Жукова. С Владимиром Михайловичем Пахомовым я начинал как актер. Яков Михайлович Лившиц дал мне путевку в режиссуру.

Сегодня Олег Пономарев ставит спектакли на сцене театра кукол и по-прежнему играет в Липецком драматическом театре на Соколе. В этом году по итогам конкурса профессиональных театров «В зеркале сцены» его отметили за лучшую мужскую роль в спектакле «Как боги» по пьесе Юрия Полякова.

— Роль Гаврюшина просто моя. В ней есть судьба человека, от которого чего-то хотят, а он уже все отдал и бывшим, и настоящим, — размышляет Олег Витальевич. — Гаврюшин не хочет заново все начинать. В то же время он понимает, что новаторство и молодое бурление пройдут, и жизнь снова потечет по своим законам.

Вместо послесловия

Этот разговор с Олегом Пономаревым состоялся за неделю до его юбилея. Нескольких дней до этого события не дожил народный артист России Виталий Пономарев. Так сложилось, что свой путь в актерскую профессию и в режиссуру Олег Витальевич начинал на одной сцене с отцом, талантливым и многогранным артистом, сыгравшим в театрах и кино почти сотню ролей. В сокольском теа­тре они часто вместе выходили на сцену. «Ханума», «Левша», «Лес», «Страсти по Платонову», «Чума на оба ваши дома», «Бешеные деньги», «№ 13», «Часы с боем» — в этих спектаклях играли младший и старший Пономаревы.

«Бабий бунт» в постановке сына стал бенефисом отца. В этом спектакле Виталий Васильевич играл деда Захара. Его и запомнят таким — хорохористым, с юмором и лукавинкой.

Фото Павла Острякова

Сцена из спектакля «Свадебная карусель»

Сцена из спектакля «Свадебная карусель»

Сцена из спектакля «Свадебная карусель»
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных