Вс, 31 Мая, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88

Такой увлекательный English

Ольга Шкатова | 01.04.2020 06:00:44
Такой увлекательный English

Екатерина Ефимова считает, что для работы в школе нужны железный характер и прекрасное чувство юмора. Фото Павла Острякова

Победитель городского конкурса «Учитель года» Екатерина Ефимова продолжает династию преподавателей английского языка.

Еще когда училась в Липецком государственном педагогическом университете имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, она преподавала в одном из городских досугово-образовательных центров. После работала в родном вузе и Липецком филиале Нижегородкого лингвистического универститета имени Н.А. Добролюбова. Но всегда хотела учить детей. Мечта начала сбываться три года назад в липецкой школе № 29 «Университетская».

Профессия без вариантов

На городской конкурс «Учитель года» Екатерина Ефимова вышла, имея десятилетний опыт работы в сфере образования и пример родителей, вузовских преподавателей, разработчиков методик и авторов учебников. Ее дедушка, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук Ефим Пассов занимался теорией и технологией иноязычного образования. В свое время он создал в ЛГПИ кафедру методики обучения иностранным языкам, преобразованную позже в кафедру профессиональной подготовки учителя, и Межвузовский центр коммуникативного обучения иноязычной культуре (позднее — Российский центр иноязычного образования).

— Выбор профессии был без вариантов: все предполагали, что я поступлю на иняз. Но я не хотела, чтобы меня постоянно контролировали, поэтому выбрала филологический факультет с английским языком, — рассказывает Екатерина Владимировна. — Я всегда хотела стать учителем, но сомневалась в выборе направления. Потом поняла, что филологическое образование расширяет мировоззрение, дает дополнительные бонусы, в том числе и для преподавания английского языка. Объяснение материала удается легче и интереснее, потому что я знаю тонкости того или иного явления в русском языке, а значит, могу объяснить и на английском. Важно помочь детям начать мыслить на иностранном языке.

Что-то свое

На своих уроках Екатерина Владимировна использует интересные способы и подходы к процессу запоминания иностранных слов.

— Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует учителя иностранного языка на то, чтобы он обращал внимание на формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Об этом, кстати, говорил и Ефим Израилевич Пассов. Технология коммуникативного иноязычного образования — это то, чем пользуются все учителя иностранного языка, — рассуждает педагог. — Но я на своих уроках использую как достижения отечественной дидактики и методики, так и разработки зарубежных педагогов. Получается любопытный сплав и что-то свое, интересное, вырисовывается. Главным на занятиях остается формирование речевой компетенции учащихся. Готовясь к выпускным экзаменам, дети учатся решать тестовые задания. Но научиться справляться с тестами — наша минимальная задача. Это придет в процессе живого общения. Здесь как замотивируешь.

Дети по-разному относятся к анг­лийскому. Одни не понимают, зачем нужен иностранный язык. У других был неудачный опыт в его изучении. Третьи когда-то не поняли тему и накопили незнание. Те, кому очень интересно, до всего докапываются, приходят на дополнительные занятия. Ребятам особенно нравятся «круглые столы», дискуссии, то есть необычные уроки, на которых мы можем что-то обсуждать и делиться минениями. Когда тепло, мы выходим на улицу и «вписываемся» в окружающую среду. В нашей школе планируют сделать кабинет, где будут мягкие пуфики и обстановка, располагающая к непринужденному общению. В такой атмосфере можно, например, посмотреть отрывок интересного фильма и обсудить его на иностранном языке.

Классная мама

Екатерина Владимировна считает, что работать в школе и не быть классным руководителем — то же, что приехать в лагерь и не быть вожатой. У нее под началом восьмиклассники. Справляться с ними помогает и ее железный характер, и прекрасное чувство юмора.

— Когда я решила пойти работать в школу, мне не советовали брать классное руководство, потому что это дополнительная нагрузка. Но ради нее я и пришла в школу, — признается она. — Важно стать другом для детей. В наш век, когда информацию можно добыть где угодно и ничего особенного, по сути, делать для этого не надо, учитель ретранслятором знаний уже не является. В первую очередь мы наставники, товарищи. Дети порой рассказывают мне то, о чем не решаются говорить с родителями. В такие моменты я думаю, что не зря работаю в школе. Когда они рисуют или делают что-то для тебя своими руками, испытываешь глубокое удовлетворение. Понятно, что и нервы для этой работы нужны крепкие, и времени она много отнимает, и сил на нее уходит немало. Но все не зря, когда есть отдача, и ты видишь на уроке горящие глаза.

Работа в команде

По натуре Екатерина Владимировна человек творческий. Долго занималась танцами, была хореографом студенческого клуба и организатором вузовских мероприятий и студенческих конкурсов.

— В школе мне дали возможность не только быть учителем, но и выступать в качестве сценариста, режиссера, хореографа, доверив важную часть воспитательной работы, — продолжает педагог. — Я сама училась у замечательных учителей в 12-й гимназии и очень ценю это. В 29-й школе была инновационная площадка «Средства преодоления трудностей перехода на ФГОС в иноязычном образовании», и я знала об этом, потому что следила за новостями в системе образования. Эта школа всегда была на слуху. Я смотрела, какие проекты реализуют здесь учителя. Мне захотелось работать в их команде. В этом коллективе ты чувствуешь себя на своем месте. Это общеизвестно: если ты отдаешь, еще больше приобретаешь. По такому принципу живут учителя в нашей школе. В полной мере я ощутила это в период подготовки к конкурсу. Раньше всегда я помогала другим, а в этой ситуации все поддерживали меня, и я поняла, что есть настоящая взаимовыручка, что в дружном коллективе можно рассчитывать не только на себя.

Когда я окунулась в конкурс, оказалось, что надо жить в постоянном цейтноте, когда нет времени, а потом и сил. Именно поэтому мои соперники, учителя липецких школ, вызывают глубокое уважение. Соперничество для меня — возможность выйти на новый уровень, превзойти собственный хороший результат. Кстати, я и детей всегда оцениваю таким образом. Неважно, что кто-то учится лучше тебя, главное, что ты растешь над собой, становишься на ступенечку выше.

По мнению Екатерины Владимировны, это лишь кажется, что конкурс — твое личное испытание. На самом деле педагог не должен подвести свою школу, коллектив, который ему помогал.

— Я почувствовала удовлетворение, когда выиграла городской этап. Несмотря на это, мне кажется, что можно было сделать еще больше, — анализирует свою работу учитель. Иногда я волнуюсь перед уроком. Но рядом с детьми это проходит. На занятии я как будто погружаюсь в другой мир. Когда шел урок в незнакомом классе в 59-й школе, я забыла, что на нем присутствуют тридцать членов жюри. Была важна связь с детьми, отдача. Я ее почувствовала.

Увлеченная работой с детьми, Екатерина Владимировна не строит далеких перспектив, но мечтает одержать победу в областном этапе профессионального конкурса «Учитель года», пока отложенном из-за карантина.

— Для меня это очень важно. Если ты растешь, развиваешься, приходит чувство самоудовлетворения. А если человек удовлетворен и счастлив, значит, вокруг него тоже все счастливы, — убеждена она. — Потому что он готов этим делиться.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных