Вс, 31 Мая, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88

Такая нескучная работа

Ольга Шкатова | 20.05.2020 08:28:52
Такая нескучная работа

Состояться в профессии Любови Пличко помогли встречи с выдающимися музыкантами. Фото Павла Острякова

Художественный руководитель Липецкой государственной филармонии (Унион) Любовь Пличко отметила юбилей выступлением онлайн.

Профессия дала ей уникальную возможность быть и концертмейстером, и педагогом, выступать соло и в составе ансамбля, и аккомпанировать выдающимся музыкантам. И вот новый поворот в судьбе — она художественный руководитель коллектива, в котором проработала 20 лет.

Единственный партнер

Большая часть творческой деятельности Любови Николаевны — работа концертмейстером. Ее называли лучшим концертмейстером на многих всероссийских и международных конкурсах. Она аккомпанировала молодым талантливым вокалистам на самых престижных из них — имени М.И. Глинки, имени П.И. Чайковского.

— Эта работа требует определенных навыков, — говорит Любовь Николаевна. — Необходимо за одну-две репетиции почувствовать солиста, понять логику его творческой мысли, темперамент. Певцы всегда очень волнуются — новый зал, незнакомая публика, поэтому на конкурсах для них не менее важна психологическая поддержка пианиста. В целом, профессия концертмейстера многогранна и увлекательна. Аккомпаниатор — это равноправный партнер. Его партия зачастую несет большую смысловую нагрузку, раскрывая суть музыкального произведения. Играя со скрипачом, виолончелистом, вокалистом, аккомпанируя хору, необходимо найти особый тембр, ту меру звучности, которая соответствует данному инструменту. Это совсем не скучная профессия!

Верная нота

Музыка появилась в ее жизни очень рано. Еще ребенком она пела вместе с мамой на два голоса. А первые шаги к фортепиано сделала вслед за сестрой Аней, которая уже училась в музыкальной школе. Благой порыв помочь сестре часто приводил к ссорам.

— Меня злило, что она долго не может найти верную ноту, когда подбирает какую-нибудь мелодию, я не выдерживала, подбегала и тыкала в нужную клавишу, и тогда уже Аня злилась, — сегодня Любовь Пличко вспоминает это с улыбкой.

На вступительном экзамене в музыкальной школе случился казус: попросили «сыграть то, что знаешь». Пятилетняя девочка выдала песню Андрея Миронова про Джона Грея, который влюбился в Кети, но та ему отказала со словами: «Нет, ни за что на свете: могут случиться дети!». Мама покраснела, педагоги оценили слух и музыкальность. В школе безумно нравилось выступать — сцена манила: никакого волнения, только радость! И все было гладко, пока не начался подростковый возраст.

— Обидно было: все гуляют, а мне в музыкалку, да и сестра к тому времени ее бросила. Значит, так можно, подумала я и пошла к завучу. Решила по-тихому все обустроить, родителям боялась говорить. Он выслушал, сказал: «Очень жаль, конечно, но если ты решила, пусть будет так. Правда, документы я могу отдать только твоим родителям». Мой порыв оставить музыкальную школу был пресечен в зародыше. Уже много позже я поняла, что никаких документов, которые якобы нужно забирать из музыкальной школы, не существует, — снова смеется Любовь Николаевна.

И все-таки она еще раз попыталась сойти с выбранного пути, целый год изучая вокал, но жизнь сама показала «верную ноту».

Любимые педагоги

— С педагогами мне всегда везло, — вспоминает Любовь Николаевна. — В музыкальной школе я училась у Натальи Александровны Румянцевой, в музыкальном училище — у Тамары Петровны Скорупской, в Одесской консерватории — у Анатолия Григорьевича Харченко. Каждый из них оказал на меня огромное влияние, и я им очень благодарна!

Вернувшись после обучения в консерватории в Липецк, Любовь Пличко начала работать концертмейстером в родной музыкальной школе № 5, затем в музыкальном училище и камерном хоре. Вехой в профессиональной жизни стала встреча с заслуженной артисткой России Мариной Овсянниковой, которая пригласила Любовь Николаевну в Липецкую филармонию.

— До сих пор Марина Петровна остается для меня образцом профессионализма: всегда серьезный подход к выбору репертуара, репетициям. Ведь работа в филармонии особенная: выступать приходится на самых разных площадках, в разных жанрах, в любое время суток. Это сложно, но дает закалку и создает профессиональный фундамент на всю жизнь, — убеждена пианистка.

По словам Любови Николаевны, благодаря этому опыту, в дальнейшем ей посчастливилось выступать на одной сцене с замечательными музыкантами: скрипачкой, педагогом, профессором Московской консерватории Ириной Бочковой, виолончелистом, лауреатом конкурса Чайковского Александром Бузловым, альтистом Сергеем Полтавским, маэстро Владиславом Булаховым и многими другими.

— Я очень горжусь успехами наших земляков, с которыми довелось поработать. Анастасия Щеголева сейчас солистка Большого театра, Александр Крузе — солист ансамбля имени Александрова, Давид Махмудов — солист оркестра в Бельгии. За вокалистами, лауреатами конкурса имени Обуховой в Липецке, которым я аккомпанировала, слежу до сих пор, многие из них стали очень известными артистами, и я искренне радуюсь их успехам, — не скрывает Любовь Николаевна.

Дорогие встречи

Липецк, появившийся в жизни родителей Любови Николаевны как город, куда они приехали по распределению после Московского института стали и сплавов, стал родным для нее не только потому, что здесь прошли детство и юность. Он подарил много важных встреч с дорогими ее сердцу людьми.

Очень плодотворным оказался творческий союз пианистки со скрипачкой Татьяной Левитиной и кларнетистом Игорем Левитиным в составе камерного ансамбля «Ls-trio».

— Мы работали вместе 12 лет, играли потрясающую музыку Брамса, Рахманинова, Моцарта, много гастролировали и становились лауреатами различных конкурсов, — вспоминает Любовь Николаевна. — Работа с такими талантливыми музыкантами много дала мне в творческой жизни. — Во многом сформировали меня как музыканта и другие мои коллеги по филармонии: народный артист России Валерий Радченко, музыковед Наталья Сосновская, липецкое трио баянистов, ансамбль народных инструментов «Мозаика». Я ими искренне восхищаюсь и очень их люблю.

Новые горизонты

— Предложение стать художественным руководителем было довольно неожиданным, — признается Любовь Николаевна. — Это ведь совсем другая сторона творческой деятельности. Она требует максимальной отдачи и вовлеченности во все процессы: составление репертуарного плана и абонементов нового концертного сезона, разработка программ для наших коллективов, поиск молодых кадров, приглашение известных артистов с гастролями в Липецк, привлечение нового зрителя. Нам уже многое удалось в этом сезоне. Интереснейшие программы исполнены нашими солистами и коллективами, осуществлена постановка первой в Липецке оперы для детей «Кот Мурыч», все большую популярность приобретают концерты в рамках Всероссийского виртуального зала. К сожалению, не все удалось осуществить — наши планы нарушил режим самоизоляции, но все программы, которые подготовлены нашими артистами к 75-летию Победы, мы представили публике в новом формате — на сайте филармонии и в соцсетях. Чтобы не терять связи со зрителем, мы разместили на нашем сайте большой видеокаталог наших концертов.

Благодаря хорошему техническому оснащению мы готовы к таким испытаниям, как самоизоляция. Но лучше бы их не было, потому что артисты очень скучают по живым концертам! Мы все надеемся, что временные трудности пройдут, и мы обязательно встретимся со зрителями в нашем замечательном зале.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных