Вс, 18 Апреля, 2021
Липецк: +10° $ 75.55 90.46

Свадьба с преданием

Александр Гришаев | 03.03.2021 07:54:27
Свадьба с преданием

Картина Н. Петрова «Смотрины невесты», 1861 г.

В Липецке восстановили сценарий свадебного обряда былых веков. Для этого ревнителям старины пришлось совершить настоящее путешествие в прошлое.

Современный свадебный обряд — это сплав старинных национальных традиций, веяний советского времени и элементов западного стиля. С выездной регистрацией и отказом от тамады-гармониста и хлеба-соли. Пары рассылают приглашения, бронируют рестораны, приглашают музыкантов, заказывают кольца, лимузины и многоярусные торты. Но еще недавно, каких-то 100 150 лет назад, на долю брачующихся, их родителей и друзей, выпадали хлопоты иного рода. Тем более, если свадьбу играли в сельской местности.

Тому, как это было, посвящен недавно вышедший в свет в Липецке сборник «Свадебный обряд села Гагино». В этом небольшом населенном пункте Лев-Толстовского района на границе с Рязанской областью собиратели фольклора обнаружили сохранившийся в памяти местных жителей сценарий канонической деревенской свадьбы.

Сыграть по правилам

Возможно, что старинная традиция дожила до наших дней из-за географического положения села, его удаленности от крупных населенных пунктов. Гагинские бабушки сберегли и музыкальное сопровождение свадебной церемонии — обрядовые песни, ставшие основой книги, изданной на личные средства известного липецкого предпринимателя и мецената Александра Назарова.

— Оказалось, что последний раз по приближенному к старинному образцу свадьбу в Гагино «играли» в 2002 году, — говорит автор-составитель сборника, заслуженный работник культуры РФ, основатель и руководитель фольклорного ансамбля «Воскресение» Кристаллина Иващенко. — Разумеется, к этому времени, особенно со сменой уклада на селе после 1917 года, классический свадебный сценарий сильно изменился. Многие обычаи оказались утраченными, и сами селяне мало что о них помнили. Помимо книги мы решили сделать еще и видеоверсию сельского свадебного обряда. Для этого вместе с народными исполнителями нам пришлось в самом деле «прожить» свадьбу.

В роли елки — репей

Свадьбы в Гагино играли в осенний и зимний мясоед — время, наступавшее с окончанием больших постов. Чаще всего на Михайлов день, 21 ноября, в престольный праздник села. В 50  60-годы XX столетия, церковный обряд полностью заменила «роспись в сельсовете».

Возраст вступления в брак не регламентировался, но обычно брачными узами селяне связывали себя не ранее чем в 17 лет. При этом 23-летние девушки серьезно опасались, что в таком возрасте уже на найдут достойного жениха.

Свататься ходили, как правило, на Покров, 14 октября. Ходили тайком и вечером. Отказ со стороны невесты считался позором для будущего жениха и его семьи. Сваты заходили в отапливаемую часть дома либо за вторую и третью матицу (балку перекрытия дома), показывая свои намерения. Диалог вели в иносказательной форме, деликатно и без категорических заявлений. Но при этом настойчиво, с уговорами и хвастовством.

В доме невесты проходил «запой» — знакомство родственников с обеих сторон и невесты с родителями жениха, поскольку она должна была перейти в их дом. Затем следовали «подсошки» — осмотр подворья жениха.

Следующий этап свадебного обряда — «елку наряжать». В традиционной культуре елка — мертвое дерево, и вероятно поэтому оно ассоциировалось с образом невесты, которая уже умерла как девушка и еще не родилась как женщина.

— В Гагино вместо елки использовали засохший куст лопуха без колючек, называемый «репей» или «арепей», — говорит Кристаллина Иващенко. — Его украшали гофрированной разноцветной бумагой, за которой приходилось ездить в Москву. «Елкой» украшали лошадиную дугу во время поездки к венцу и обратно в дом к жениху.

Узел для жениха

Вечером накануне свадьбы родственники жениха выкупали приданое невесты: сундук, постель и елку. Кроме того, забирали и «узел» — одежду для жениха, которую он надевал в день росписи. Ее полностью должна была собственноручно приготовить или купить невеста.

«Девишник» — утро первого свадебного дня до отъезда невесты с родного подворья, было ритуалом похорон девичества. С прощальными песнями и причитаниями подруг, матери и самой невесты. Правда, в 50-е годы XX столетия, по воспоминаниям старейшин села, невеста, в отличие от матери, уже не причитала. Не существовало к тому времени разницы между девичьей и бабьей прической. Канул в лету обычай наряжать курицу и приносить ее в дом к жениху в первый день свадьбы.

К венцу жених и невеста ездили на разных подводах, а в более позднее время — вместе. «Поймать молодых» — обычай, до сих пор широко распространенный в Липецкой области. Во время движения селяне останавливали с целью получить выкуп свадебный поезд, натягивая веревку или перекрывая дорогу бревном.

После венца или росписи молодые ехали в дом к жениху, где их встречали его родители. Мать держала икону святителя Николая, отец — каравай — свадебный хлеб из ржаной муки круглой формы. Его пекли и в доме жениха, и в доме невесты накануне свадьбы и встречали с ним молодых. В голодные годы — из картошки с добавлением ржаной муки.

Курица на десерт

Блюда на свадебный стол подавались в определенном порядке. Сначала поминальные: крутой молочный кисель, блинцы, оладьи. К ним могли подать холодец, свинину, ветчину. А также картофель и соленья. В конце застолья ставили вареную курицу. Делали это из соображений экономии, чтобы к моменту подачи птицы гости уже были сыты.

— Часто встречающиеся на свадьбах в других селах горячие блюда, такие как щи с мясом или куриная лапша в Гагино не подавали. Не было здесь и традиционной каши-выгонялки, — говорит Кристаллина Иващенко.

Хозяин обносил гостей одним стаканом спиртного — чаще всего самогоном. А после того как выпивали одну-две рюмки, гости начинали «ломаться над молодыми», заставляя молодоженов целоваться.

На второй день свадьбы «горшки били». Так утром кто-то из родственников приходил будить молодых, и этот обычай, очевидно, символизировал утрату невинности невесты. Был и обычай проверки молодой на трудолюбие. В селе Гагино ее, например, заставляли подметать или идти к колодцу за водой.

Многим созданные энтузиастами видеофильм и сборник с описанием традиционной сельской свадьбы, текстами и нотами сопровождавших ее песен покажутся интересными лишь для специалистов по народному творчеству. У автора на этот счет другое мнение.

— Впервые опубликованные песни села Гагино — возможность прикоснуться к подлинной русской культуре для всех, — уверена Кристаллина Иващенко. — Это по-настоящему ожившая память о наших корнях, не дающая забыть кто мы и откуда.  

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных