Вс, 18 Апреля, 2021
Липецк: +10° $ 75.55 90.46

Станет ли Дон судоходным?

Игорь Сизов | 02.03.2021 06:36:43
Станет ли Дон судоходным?

Уже подготовлен проект для расчистки 25 километров реки Дон по новым правилам и стандартам

Перспективы восстановления судоходства на участке реки Дон от Хлевного до воронежского города Лиски обсудили в администрации области на заседании бассейнового совета Донского бассейнового округа.

О том, что великая русская река стремительно мелеет и деградирует, речь идет не первый год. Но дальше обсуждений этой больной темы дело пока не продвинулось. И вот наш регион выступил с конкретной инициативой по спасению Дона. Причем речь идет не только о том, чтобы создать благодаря этому более комфортные условия для отдыха людей на реке, но и реализовать экономически выгодный проект для растущей и увеличивающей экспортные поставки экономики Липецкой области.

Сказку сделать былью

Сегодня идея создания на Дону условий для судоходства многим может показаться несбыточной мечтой. Дело в том, что в некоторых местах реку можно перейти вброд. Даже на катерах приходится преодолевать отмели с большой осторожностью, что же говорить о баржах. Впрочем, энтузиастов реабилитации тихого, но очень мелкого Дона трудности не пугают.

— Тут нет никакой фантастики, — живо отреагировал на наш вопрос первый заместитель главы администрации Липецкой области Николай Тагинцев. — Я хорошо помню семидесятые годы, когда работал главным инженером совхоза «Дмитряшевский» в Хлевенском районе. Выше по Дону от нас находился элеватор, с которого зерно вывозили баржами в южном направлении. Судоходство закрылось уже в восьмидесятые, и не из-за того, что оно было признано экономически нецелесообразным. Эти места славятся бирючком. Так вот большим начальникам стали говорить, что этой вкусной рыбки не будет, потому что по реке ходят баржи. Вскоре ни барж, ни пароходиков не осталось на Дону, но и рыбы, мягко говоря, не прибавилось с тех пор. Русло перестали чистить, и Дон стал катастрофически мелеть. Там, где глубины достигали шес­ти метров, сегодня порою и метра не наберется. Наш регион готов взять на себя затраты на изучение всех вопросов, связанных с условиями возобновления судоходства. Наверное, это могло бы заинтересовать другие области, расположенные выше и ниже по течению.

На порядок дешевле

На семинаре был показан красочный фильм о реках Липецкой области. Но дело, конечно, не только в красотах нашей природы. Николай Тагинцев привел в пример постоянно растущие поставки сельхозпродукции из региона в порты Новороссийска. В течение трех лет экспорт зерна может вырасти до трех миллионов тонн, растительного масла — до миллиона тонн. К Черному морю вывозится большая доля продукции Новолипецкого металлургического комбината, чтобы потом отправить ее в разные страны на сухогрузах. Вот только к черноморским портам экспортные товары доставляются по железной дороге или автотранспортом.

— Мы с нашими экспортерами проанализировали ситуацию. Доставка грузов автотранспортом в десять раз дороже, чем водным путем, по железнодорожной дороге — в пять раз дороже. Экономия на логистике положительно отразится не только на прибыли наших экспортных предприятий, но и на всем валовом региональном продукте, — рассказала начальник регионального управления экологии и природных ресурсов Галина Рощупкина. — Мы уже подготовили проектную документацию для расчистки двадцати пяти километров реки Дон по новым правилам и стандартам. Опыт расчистки реки Воронеж говорит о том, что такая задача нам под силу. Кстати, все компании могут также принять участие в реализации проекта. Опыт совместной работы вместе с бизнесом в вопросах экологии у нас уже есть.

Общими силами

Председатель бассейнового совета Донского бассейнового округа Евгений Дрожжин поддержал проект. По его предложению к началу навигации должны пройти работы по обследованию и промерам русла реки, что позволит к концу мая предоставить технический отчет. В нем будут определены возможные параметры пути. Что касается финансовых затрат, то в этом вопросе нужно организовать взаимодействие со структурами администрации Липецкой области и Министерства транспорта России. Все службы региона готовы оказать содействие в этой работе.

Неожиданно против проекта выступил представитель Воронежской области, в которой уже была разработана дорожная карта по возобновлению судоходства по реке Дон от областного центра до города Лиски. Возможные затраты тогда были признаны нецелесообразными. Но сегодня к проекту могут подключиться сразу несколько областей, расположенных на великой реке. А значит, шансы на его успешную реализацию повышаются.

Другая проблема заключается в том, что сейчас практически нет судов для перевозки грузов по рекам. Оказалось, что несколько предприятий готовы производить баржи любого класса и назначения, но у них нет заказов. Но разорвать замк­нутый круг уже готова попытаться Липецкая область, и есть надежда, что участие в решении судьбы Дона примет государство.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных