Чт, 09 Декабря, 2021
Липецк: -2° $ 72.60 82.26

Соцсети сравнили с гоголевским «Носом»

Ольга Шкатова | 12.11.2021 05:10:37
Соцсети сравнили с гоголевским «Носом»

Декорации спектакля — это дом-комод-трансформер, который переносит зрителей в Петербург. Фото Геннадия Логунова

В Липецком театре кукол продолжают ставить спектакли для семейного просмотра. На сей раз режиссер Иван Карпов обратился к русской классике, предлагая поразмыслить над событиями, описанными в повести Николая Гоголя «Нос». Такое название и у премьерного спектакля.

Зачем думать о том, чего не может быть?! — скажет обыватель и будет прав, но лишь отчасти. Действительно, терял ли кто-нибудь из ваших знакомых собственный нос, как коллежский асессор Ковалев? Ведь нет же. Но спектакль, поставленный Иваном Карповым в содружестве с художником Викторией Горбуновой, имеет совсем другой посыл.

— Я думаю, что в современном мире гаджетов и Интернета, где порой страничка в Инстаграме является «альтернативой» личности, спектакль по повести Гоголя «Нос» становится наиактуальнейшим, — считает режиссер. — В повести тоже происходит обезличивание, есть момент подмены. Внешнее превалирует над внутренними качествами. Мне захотелось поговорить на эту тему, узнать, где грань, за которую нель­зя переходить, чтобы не работать на «нос». Конечно, мы должны смириться с тем, что есть странички в соцсетях, но это не должно подменять нашу настоящую жизнь. Ведь для одних Интернет – лишь средство, а для других — форма существования.

Форму существования для героев Гоголя на сцене Виктория Горбунова выбрала весьма интересную. Декорации – это дом- комод-трансформер, который переносит зрителей в Петербург, где и происходят события, обнажающие нравы общества. Если нос на месте, то ты уважаемый человек и жених подходящий, как майор Ковалев. А без носа ты изгой. И, надо сказать, не очень-то нравы и поменялись со времен Гоголя.

— В том-то и дело, что, если ты без Инстаграма, без странички «ВКонтакте» — ты изгой. Ты не «майор», то есть твой социальный статус аннулируется. Когда горожане еще не обнаружили пропажу носа Ковалева, они общаются с ним пафосно, по-питерски. А когда нос пропадает, и чиновник газетный, и частный пристав говорят с майором с пренебрежением, обращаются с ним, как с функцией. Это актуально и для сегодняшнего времени, — проводит параллели Иван Карпов.

Над инсценировкой к спектаклю режиссер работал около трех месяцев.

— Я как филолог не имею права ущемлять Гоголя. Я позволил себе сократить его текст, что-то сделать более выпуклым, что-то смекшировал. Но гениальный авторский текст сохранен. Тем более что он очень действенный, театральный, сце-­ ни­ческий, — убежден он.  

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных