Ср, 08 Декабря, 2021
Липецк: -2° $ 72.60 82.26

Социальный статус на примере ананаса

Дарья Шпакова | 06.10.2021 08:10:15
Социальный статус на примере ананаса

Учитель истории и обществознания липецкой школы № 2 Илья Боев сторонник гуманной педагогики — когда учитель и ученик сотрудники. Он уверен, за ней будущее.

Но пока чаще всего социальный заказ родителей — дать ребенку те знания, которые они сами в свое время получили. Формулировка, что школа оказывает услуги, Боева не пугает. Главное, считает молодой учитель, что урок — это территория свободы, где ребенок становится исследователем.

Философский подход

На его уроках ученики работают с видеофильмами, диаграммами, схемами, картами, историческими документами. Могут за несколько минут сформулировать причины Отечественной войны 1812 года. А, например, понятие социального статуса молодой учитель объясняет на примере ананаса. На доске появляется картина XVII века, где состоятельный человек держит в руках ананас как символ обеспеченной жизни. Когда-то этот заморский фрукт был предметом роскоши. Ананас час­то ставили на стол как украшение и даже арендовали. Любопытные факты и креативная подача материала — всегда повод для дискуссии в классе.

— Я сторонник использования на уроках гаджетов как инструмента для получения информации. Учитель сегодня — проводник. Его задача — дать направление поиска. C учениками я часто общаюсь по WhatsApp. Накидываю им в группу по пять-шесть фильмов, которые могут помочь при подготовке к уроку, — рассказывает Илья Боев.

В Липецкий государственный педагогический университет его привело увлечение историей. К третьему курсу Илья понял, что хочет стать учителем. В этом ему помогли древнегреческие философы Сократ и Аристотель. Самыми интересными периодами истории он считает Древний мир и Средние века — подальше от современности. Но что удивительно: в те далекие времена людей интересовали те же вопросы, что и сейчас. И покопавшись в старине, можно почерпнуть решение многих современных проблем. А свою педагогическую философию Боев основывает на высказывании древнекитайского философа Лао Цзы: «Не приказывай ребенку, и он станет собой, а не тобой». Человек, которому с детства разрешают иметь свою точку зрения, а не принимать навязываемую, мыслит более широко.

Педагогика ценностей

— Мы должны усвоить: если у ученика нет интереса и стимула, если он не понимает, что свободен в изучении всего, что ему важно, мы его ничему не научим. Современные «олимпиадники», так называемые «сильные дети», мотивированы не внешне — родителями и педагогом, а внутренне. Учителя должны следовать не педагогике-цели — «вот это нужно выучить», а педагогике ценностей, где ребенок прежде всего уникальная личность, — объясняет Илья.

С каждым годом в российском образовании появляются новые концепции. Если раньше это были авторские школы, то сейчас — глобальные теории, которые предполагают компетентностный подход. В школе, где работает Боев, преподаватели разделяют концепцию личностного развития ребенка. Она предполагает формирование универсальных навыков, без которых в современном мире не обойтись. Например, коммуникации или критического мышления.

— Мы понимаем, что наши выпускники могут сменить за свою жизнь десяток специальностей. Поэтому у них должны быть универсальные компетенции, — считает Илья Боев. — При этом нужно следовать главному — наши дети должны быть добрыми и уметь сопереживать другим.

Сейчас есть социальный заказ на знания. Точнее — на хороший результат ЕГЭ. Креативность и воспитание уже потом. При этом школу упрекают в том, что она перестала воспитывать ребенка. Это не так. На каждом уроке истории мы знакомим учеников с выдающимися личностями. Я считаю, пробел в знаниях человек может восполнить, наверстать позже, а вот моральные качества должны закладываться, пока он учится, — убежден Илья.

Он сторонник педагогики сотрудничества, где взаимодействие с воспитанниками идет на основе учебы без принуждения, свободного выбора. В большинстве российских школ гуманное образование — всего лишь теория. Пересиливает социальный стереотип, что человек должен быть успешен в выбранной раз и навсегда профессии и работать в ней годами.

Образование в поиске

Современный учитель должен уважительно относиться к ученикам. Не повышать голос, а договариваться, считает Илья.

— Чаще всего в случае конфликта я задаю ученику один вопрос: а ты готов встать на место обиженного? Убежден, что только аргументированный разговор, психологический «разбор полетов» может решить проблему. Никакого давления на учеников. Несмотря на то, что сейчас время индивидуалистов и эгоистов, я стараюсь сплотить класс, — рассуждает учитель.

По мнению Ильи, сейчас образование в поиске и предлагает множество концепций. Например, можно пойти по пути семейного обучения, когда родители выбирают образовательную платформу сами, и в результате выпускник поступает в престижный вуз. А может произойти так, что «семейный школьник» окажется не социализирован и не сможет полноценно применить свои знания.

В будущем — центры притяжения

— Должно быть разнообразие в образовательных платформах. И не только в школе. Увлеченный «технарь» может получать знания еще и в «Кванториуме». Интересно участие в суперолимпиадах — пожалуйста. Таких «точек роста» должно быть много, — уверен Илья.

А вот к дистанционному образованию учитель относится критично.

— Это обучение для сложившейся личности, которая заинтересована в нем. В школе оно должно быть минимальным, как вынужденная мера, — считает педагог.

— Финская школа входит в топ-3 самых лучших образовательных систем мира. Такая альтернативная версия нужна и для нашего образования, — считает Илья.

Школа — не завод, на котором вытачиваются идеальные детали. Педагогика, по мнению Боева, сродни земледелию. Ростки хорошо пробиваются на возделанной почве. И он старается на своих уроках быть хорошим «агрономом». Проводит с учениками классные часы. Чаще всего их тема — познание самого себя. Без этого не бывает внутренней свободы.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных