Вс, 01 Ноября, 2020
Липецк: +6° $ 79.33 92.63

Смелый «Шаг»

Ольга Шкатова | 19.12.2019 08:23:34
Смелый «Шаг»

Анатолий Погодаев убежден, что будущих ученых и изобретателей надо растить со школьной скамьи. Фото Анатолия Евстропова

Если стремитесь быть в курсе новейших разработок и технологий, возьмите за правило бывать на ежегодных выставках молодых ученых и изобретателей в Липецком государственном техническом университете. В этом году они представили экспертной комиссии результаты своей научной деятельности по пятнадцати различным направлениям.

— На Федеральное окружное соревнование «Шаг в будущее. Центральная Россия» в наш университет приехали более 350 участников со всего Черноземья. Это были ребята из девяти российских регионов, — рассказывает доцент кафедры физики ЛГТУ, директор физико-математической школы «Эврика» Татьяна Герасименко. — Сегодня у нас множество учреждений, заинтересованных в продвижении своих юных исследователей. Это «Стратегия», Центр дополнительного образования Липецкой области, городской центр технического творчества «Новолипецкий», 29-я школа и12-я гимназия Липецка. Особенно хотелось бы отметить Измалковскую школу № 1, ученики которой активно начинали и продолжают участвовать в «Шаге в будущее».

Про идеи

— Люди, которые сегодня занимаются с детьми техническим творчеством, — настоящие альтруисты. Выгоды в этом финансовой нет никакой. Но они понимают, что дети — наше достояние, и вкладывают в них весь свой потенциал, — считает первый проректор ЛГТУ, профессор Анатолий Погодаев, возглавляющий Координационный центр Российской научно-социальной программы «Шаг в будущее». — В школах создаются профильные классы. Но детей, которые смогут посвятить свою жизнь техническим направлениям, надо вырастить. Работы, представленные сегодня на выставке, кардинально отличаются от того, что было еще несколько лет назад. Много разработок, связанных с робототехникой и цифровизацией. Технологии развиваются. Роботов, например, изобретали и раньше. Но это было и сложно, и громоздко. А сегодня на выставке мы видели роботов, имеющих и хороший эстетический вид, и солидную «начинку». Дети больше внимания уделяют электронике, программному обеспечению. Главное, что этот технологический уровень для детей в порядке вещей. В этом большая заслуга педагогов, — продолжает Анатолий Кирьянович. — Я часто спрашиваю аспирантов о том, что они считают самым важным в своей научной работе. Одни ставят во главу угла научные статьи, другие — практическое применение. Но самое главное — это идея. А как ее реализовать, надо придумать.

Про педагога-новатора

По мнению Анатоля Погодаева, основную задачу решает именно педагог, настоящий наставник и новатор. Он подводит ребенка к исследованию и открытию, организует работу так, чтобы ученик, столкнувшись с трудностями, не опускал руки, а продолжал движение вперед. Для этого нужен талант. Кроме того, надо обладать знаниями в области современных технологий и тенденций.

Солидарен с профессором руководитель электротехнического кружка центра технического творчества «Новолипецкий» Юрий Самохин, награжденный руководителями программы «Шаг в будущее» нагрудным знаком «Педагог-новатор». Ежегодно воспитанники Юрия Петровича становятся победителями и призерами областных и всероссийских форумов.

— Молодежь тянется к технике. Может, кого-то и папа научит управляться с паяльником, но это сегодня большая редкость. В большинстве случаев лишь в нашей мастерской ребята получают первые навыки работы с радиотехникой и готовы пропадать здесь с утра до вечера, — говорит Самохин.

Про изобретения

В этом году свои достижения на выставке представили одиннадцать воспитанников Юрия Петровича. Шестеро старшеклассников получили дипломы первой степени. Владислава Ушакова, собравшего универсальный определитель света для слепо-глухо-немых, отметили в номинации «Медицина». В «Физике» обошли соперников Юлия Каравашкина и Никита Данилов. Юля занималась разработкой и изготовлением действующей модели, определяющей основные параметры бензина по одной капле. Никита создал электронную систему определения объемов предметов любой формы малых и сверхмалых величин. Евгений Богомолов выбрал «Строительство» и разработал ударную акустическую систему определения дефектов в бетонных изделиях. Александр Фролов, поднаторев в радиоэлектронике, предложил преобразователь энергии электромагнитных волн в энергию, пригодную для потребления человеком. В «Инженерном деле» преуспел Максим Владимиров, предложивший автоматическую систему акустической диагностики пчелосемей.

— Эта система позволяет измерять частоту звуковых колебаний в ульях. На основе полученных данных мы можем определять потребности пчел: хотят ли они есть или испытывают холод. Это устройство было опробовано пчеловодами из двух районов нашей области, — рассказал десятиклассник.

На выставке можно было увидеть прототип виртуальной реальности для обучения населения правилам дорожного движения, роботехнический комплекс «Астроном», устройство обеспечения дополнительной безопасности при работе со станочным оборудованием, модель автоматической парковочной системы. Юные изобретатели презентовали также умную систему обеспечения безопасности домашней среды для лиц с ограниченными возможностями, результаты применения цифровых технологий в дизайне одежды, электронный анализатор потребляемой электроэнергии.

Многие участники соревнования признались, что их стремление заниматься разработками в конкретной области определяется не только познавательным интересом, но и желанием создать полезный для общества интеллектуальный продукт, сделать жизнь людей легче и проще.

Про историю

Первая научная и инженерная выставка в Липецке состоялась в 1997 году. Уже тогда в ней приняли участие ребята из других городов. Свои работы представили 40 человек. За двадцать с лишним лет все изменилось — страна, наука, технологии.

— На первую выставку Сергей Леонидович Коцарь, возглавлявший в то время наш вуз, пригласил академика Константина Сергеевича Колесникова из МГТУ имени Баумана, — вспоминает Татьяна Герасименко. — Он похвалил нас за инициативу, но не стал скрывать, что работы у ребят слабенькие. Например, дети выращивали плесень. Маленькое, но исследование. А сейчас они уже используют биоинженерию.

В той, первой, выставке приняли участие и ребята из научной группы профессора ЛГТУ Семена Блюмина, созданной при физико-математической школе «Эврика». Один из его учеников, Сергей Чеботарев, победив в Липецке, выступил с работой по прикладной математике на Всероссийской конференции «Шаг в будущее» в МГТУ имени Баумана, стал абсолютным победителем и вошел в состав национальной команды России. Это послужило поводом создать на базе ЛГТУ один из координационных центров программы «Шаг в будущее», который сегодня входит в тройку лучших. А Сергей Чеботарев сегодня является вице-президентом ПАО «НЛМК».

С того же, 1997 года, в ЛГТУ проводится региональная научная и инженерная выставка «Шаг в будущее. Центральная Россия», которая в 2013 году получила статус Федерального окружного соревнования молодых ученых. Ежегодно из числа его победителей формируются команды на Всероссийский форум «Шаг в будущее», Всероссийскую конференцию молодых исследователей, выставку Intel Isef в США, лондонский международный молодежный научный форум.

В этом году соревнование «Шаг в будущее. Центральная Россия» было поддержано грантом Президента РФ на развитие гражданского общества и является региональным этапом Соревнования молодых ученых Европейского Союза.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных