Вс, 28 Февраля, 2021
Липецк: $ 74.44 90.37

Случайное сходство с куклами

Елена Панкрушина | 10.02.2021 05:17:26
Случайное сходство с куклами

Фото Геннадия Логунова

Лет десять назад библиотекарь из усманского села Пластинки Валентина Прошина увлеклась созданием народных кукол на пеньке. Затем стала шить стилизованную женскую одежду, которую надевает на местные праздники, фестивали и выставки.  

Благодаря своему увлечению Валентина Николаевна стала почетным гостем множества культурных мероприятий.

Рассматривая ее куклы, нельзя не заметить, что чертами лица, фигурой, осанкой они очень похожи на своего создателя. Совпадение ли?

Нарядный черный

— Меня всегда привлекало все народное, исконно русское, — делится Валентина Николаевна. — Еще в детстве с интересом слушала рассказы бабушки о том, как жили в старину. А когда стала работать в библиотеке, пополнила знания из книг и журналов.

Так Валентина Прошина узнала, что наряды жителей Воронежской губернии отличаются яркими сочетаниями цветов — преимущественно красного с черным. Первый из них символизировал радость, солнце и жизнь, второй — плодородие, чернозем. Кстати, именно обилием черного традиционный костюм воронежцев отличался от одежды других регионов. Этот цвет могли использовать даже в свадебных костюмах. В соседних регионах, напротив, черный тон предпочитали пожилые люди или же те, кто хотел показать свое отречение от мирской жизни.

Нарядным также считался бордовый, вишневый цвет. Праздничную одежду дополняли крупные украшения — бусы, подвески — также красно-черного вида.

Однако в коллекции Валентины Прошиной можно увидеть кукол и совсем в противоположных одеяниях — в светло-серых, приглушенных пастельных тонах.

— Яркие наряды и украшения надевали в праздники, а в быту предпочитали простые цветовые оттенки, — поясняет Валентина Николаевна.

Отличить одежду повседневную от парадной можно и по женскому головному убору. Если волосы покрывает платок — костюм обычный, если сорока или налобник — скорее всего, праздничный.

Игрушка из полена

Когда знаний накопилось слишком много, Валентине Николаевне захотелось их воплотить во что-то реальное. Самым простым было бы заняться шитьем, взяв в качестве манекена любую куклу. Но нашей героине хотелось, чтобы и модель соответствовала задумке — фигурой, формами. Так появилась идея смастерить кук­лу на пеньке — и аутентично, и несложно.

— Раньше на селе игрушки для детей делали из подручного материала, чаще из ненужных лоскутков и тряпочек, — говорит Валентина Николаевна. — Бабушка мне рассказывала, когда хотели сделать куклу побольше, брали за основу деревянный брусок, благодаря которому она получалась более устойчивой.

Из чего сделать голову, руки, как придать силуэт посоветовала дочь, работающая архитектором. Потребовалась специальная проволока, полимерная глина, синтепон и нитки. Несмотря на то, что работать с подобными материалами пришлось впервые, Валентина Прошина основу сделала за несколько дней. А вот на пошив костюма ушел поч­ти месяц.

— Работа меня нисколько не утомила, ведь мне нравилось то, чем я занималась, — утверждает Валентина Николаевна.

Одеть целую семью

Изготовление куклы — занятие долгое и кропотливое. За эти годы Валентине Прошиной удалось создать их не более 20-ти.

— Я не гонюсь за количеством, — говорит мастерица. — Мне нравится сам процесс. Сначала я продумываю костюм, потом над ним работаю.

Ее красавицы наряжены в праздничные и повседневные одежды, которые носили женщины Усмани, Воронежа, родных Пластинок. На некоторых можно увидеть подлинные аксессуары — платок или старинное украшение, — найденные в бабушкиных вещах. Пояса, правда, изготавливает другая местная мастерица — Оксана Макагонова. Она вручную ткет свои изделия, старается, чтобы они были такими, как в старину.

— А мужчин вы не делаете? — спрашиваю, рассматривая стол, заставленный барышнями.

— Мне пока был интересен женский костюм, причем такой, какой носили мои ровесницы, — объясняет Валентина Николаевна.

— Именно поэтому все куклы похожи на вас?

— Мне все так говорят, — улыбается мастерица. — Но это случайность.

Потренировавших на костюмах для кукол 50 — 80 сантиметров высотой, Валентина Николаевна сшила и несколько одеяний для себя. Может, еще и поэтому, когда их видят вместе на выставках, у посетителей складывается впечатление, что куклы очень похожи на саму Валентину Прошину.

В планах у мастерицы создать одежду и для мужчин, и для детей, и для девушек.

— Хочу сделать целую композицию — семью с детьми, — делится задумкой Валентина Николаевна. — А еще гармониста с певуньей.

КСТАТИ

Сорока, налобник — старинный русский головной убор (или часть его) замужних женщин, широко распространенный в центральной и южной России. Считался самым богатым из женских головных уборов, украшался бисером, лентами, искусственными цветами. К началу ХХ века вышел из употребления.

Понева — женская юбка из нескольких кусков ткани с богато украшенным подолом. Одежда преимущественно замужних женщин. Девушки надевали ее по достижении половой зрелости, а иногда — во время свадьбы. После обряда одевания поневы, про девушку могли говорить: «рубаху сняла».

Грибатка — традиционное нагрудное и наспинное украшение в виде длинного плетеного из ниток ожерелья-шнура. Женские грибатки украшались плетеными кружками на жесткой основе — мохрами. Мужские — только на концах полукруглыми мохрами без бисера и блесток.

Валентина Прошина также делает и мотанки (на фото в руках) — куклы, целиком сделанные из ткани

Валентина Прошина также делает и мотанки (на фото в руках) — куклы, целиком сделанные из ткани

Валентина Прошина также делает и мотанки (на фото в руках) — куклы, целиком сделанные из ткани
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных