Ср, 15 Июля, 2020
Липецк: +20° $ 71.23 80.27

Скульптор города художников

Александр Гришаев | 27.05.2020 06:20:34
Скульптор города художников

Евгений Вольфсон в своей липецкой мастерской, 80-е годы

Недавно отметивший свой 70-летний юбилей Евгений Вольфсон — один из тех, кто создавал современный облик Липецка — провинциального городка, ставшего областным центром.

«Непыльной», что называется «в свое удовольствие» работа скульптора выглядит лишь с точки зрения обывателя. На самом деле творческий путь художника порой тернист и зависим от множества, чаще всего не зависящих от него обстоятельств.

Сила из детства

Одно из ярких воспоминаний из послевоенного липецкого детства Евгения Вольфсона — неосуществленная, как и у большинства детей и взрослых с окраины, мечта о кирзовых сапогах и фуфайке. И тогда еще не огороженный забором склад металлолома НЛМЗ. Покореженные танки, пушки, бомбы, солдатские каски — все эти атрибуты недавней Великой войны, до того как отправиться на переплавку, были для Жени и его друзей детской площадкой.

Тема войны возникла спустя десятилетия в творчестве уже дипломированного скульптора Вольфсона. Вместе с учителем и другом Юрием Гришко в 1983 году он создавал масштабный рельеф «Тыл — фронту» для мемориала на площади Героев.

— Работали легко, с удовольствием, нахваливая друг друга, — вспоминает Евгений Вольфсон. — Но когда представили готовую в натуральную величину в глине работу на утверждение худсовета, услышали: «Рельеф готов лишь наполовину. Продолжайте трудиться». Гришко очень рассердился и говорит мне: «Ну что, берем лопаты и кромсаем произведение?». А я ему: «Кромсать всегда успеем. А утро вечера мудренее». И мы пошли в кино. Помню в «Заре» на улице Ленина шел «Фани и Александр» Бергмана. Видимо, на нервной почве весь фильм мы проспали, а после сеанса решили, что ничего пока трогать не будем. Через неделю приехала уже комиссия республиканского экспертного совета по скульптуре, которая выдвинула наш рельеф на премию года Худфонда РСФСР.

Из детства и любовь скульптора к центральной части города и Нижнему парку, где работала в детском санатории мама — учитель русского языка. Старинная грязелечебница с барельефами оттисков руки Петра Первого и топора, до блеска отполированные детскими телами пушки желозоделательных заводов, могучие парковые деревья, церкви, особняки на бывшей Дворянской… Возможно, именно это, а еще чувство трепетного уважения к истории города сильнее всего определили будущую профессию.

Сначала ругают, потом полюбят

— Уже тогда я осознал, что Липецк — это не только город металлургов, но и город художников, — говорит Евгений Аркадьевич. — И это требует постоянного доказательства для несведущих, приезжих да и для местных жителей, озабоченных лишь добычей хлеба насущного.

Так появилась идея скульптурных композиций у железнодорожного вокзала. «Липецких кузнецов» и «Город-курорт» установили у главного входа. «Начальник вокзала и путевой обходчик» и «Дама и носильщик» встречают гостей города на перроне. Липчане нечасто обращают на талантливые скульптуры внимание. Приезжим, с их свежим взглядом, необычные фигуры нравятся и становятся фоном для первых сэлфи на липецкой земле.

— Многие с самого начала ругали меня за эти композиции, — говорит скульптор. — Успокоила Бирутта Канцане (бывший главный архитектор города и области. — А.Г). Сказала: «Не переживайте, Женя. Это всегда так: сначала кричат, потом привыкнут, а потом полюбят».

Не простой оказалась и судьба памятника Георгию Плеханову — первого монумента земляку-распространителю марксизма в России. Работа над ним растянулось почти на 15 лет. Вначале пришлось ждать от властей одобрения самой идеи. Затем ее воплощение неожиданно поручили маститому коллеге из Северной столицы. В начале 90-х на памятнике поставили крест все, кроме Вольфсона. Он упорно продолжал убеждать местные власти в необходимости установки монумента. Руководители же Министерства культуры увидели рабочий макет памятника на одной из выставок и выделили необходимые для его создания средства. На улице Плеханова, у его Дома-музея, памятник появился в 1998 году.

Новая достопримечательность возмутила ортодоксальных коммунистов. Уж очень сильно отличался памятник от привычных «гладких», академических скульптур Ленина-Сталина. У Вольфсона получился немолодой, уставший и разочаровавшийся человек. Будто чувствующий свою вину за то, что невольно подтолкнул к пролетарской революции явно не готовую к ней аграрную страну. Чтобы памятник не проецировался на жилой дом, художник сделал сзади него стену, которая подчеркивает чувство одиночества.

Через годы, через расстояния

Среди воплощенных работ Евгения Вольфсона — памятник воинам-интернационалистам на площади Героев, памятный знак на месте канцелярии Петра I на Петровском проезде Липецка, бюсты героев Советского Союза на Аллее Героев в Усмани. Вот уже более двух десятков лет член Московского союза художников, Союза художников России, и Международной федерации художников ЮНЕСКО, скульп­тор, живописец и дизайнер живет в Москве. Не теряет связи с Липецком и мечтает, чтобы в его родном городе появились и другие, специально созданные для Липецка памятники. Нереализованных проектов в творческой копилке мастера немало.

— Буквально в прошлом году к 85-летию НЛМК я предлагал на площади Мира, которая является, по сути, воротами Левобережья, вместо страшного, на мой взгляд, как и площадь в целом «светильника-одуванчика» возвести монумент «Рождение металла», — говорит Евгений Аркадьевич. — Вроде бы все: и градостроители, и горожане были «за», но дальше одобрения дело не продвинулось. Еще раньше предлагал украсить площадь колонной с фигурой ангела. Она тоже не пришлась ко двору. А вот власти подмосковного Одинцово решили иначе. Величественный 30-метровый монумент установили на центральной площади города.

Еще один готовый для Липецка памятник — историку, краеведу, создателю краеведческого музея и первой научной библиотеки города Михаилу Трунову. Несколько десятков лет скульп­тор работал над памятником великому пианисту и педагогу Константину Игумнову, на его родине, в Лебедяни. Проект одоб­рило руководство Минкульта, а местные власти заявили автору, что «не хотят лебедянцы никаких скульптур».

Вместе с архитектором Владимиром Дмитриевым скульп­тор Вольфсон подготовил грандиозный проект реконструкции давно нуждающейся в ней фасадов корпусов и территории педуниверситета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, с установкой памятника выдающемуся ученому и государственному деятелю. Мечтает Евгений Аркадьевич и увековечить место, на котором некогда стоял Вознесенский храм. Памятный знак напоминал бы и об уничтоженной святыне, и о том, что в церкви, по легенде, венчались Осип Ганнибал и Мария Пушкина — дед и бабушка великого русского поэта.

Словом, скульптор, как прежде, полон творческих идей и планов.

— Хочется, чтобы их по достоинству оценили не только специалисты, но и те, от кого зависит их воплощение задуманного: отцы и матери города, народные избранники-депутаты, — говорит Евгений Вольфсон.— Я искренне хочу, чтобы Липецк стал не только административным центром, но и культурной столицей области. В которой были бы материализованы образы наших замечательных земляков: Ивана Бунина, Михаила Пришвина, Константина Игумнова, Николая Басова… Местом для этого своеобразного пантеона выдающимся людям мог бы стать стал бы бульвар Виктора Сорокина. Здесь же могла бы разместиться и площадь художников, с небольшими портретными памятниками живописцам, прославившим липецкий край, чьи биографии и творчество уже стали историей.  

Фигуру краеведа Михаила Трунова скульптор планировал поместить на фоне панорамы старого Липецка

Фигуру краеведа Михаила Трунова скульптор планировал поместить на фоне панорамы старого Липецка

Фигуру краеведа Михаила Трунова скульптор планировал поместить на фоне панорамы старого Липецка
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных