Вс, 18 Апреля, 2021
Липецк: +10° $ 75.55 90.46

Ситцевая мелодия для настроения

Ольга Шкатова | 02.04.2021 05:26:47
Ситцевая мелодия для настроения

В основе экспозиции — романовская традиционная культура

Персональная выставка народного мастера России Людмилы Люрис открывается завтра в Доме культуры села Тюшевка Липецкого района. На ней представлены работы, выполненные в технике лоскутного шитья.

На девяти ярких полотнах можно разглядеть фактуру ткани и разгадать замысел художницы, если хоть немного знаешь что-нибудь о христианских традициях. По словам Людмилы Люрис, у каждой работы своя история, в каждую вложен особый смысл.

«Душа моя, игрушечка»

— В основе экспозиции — романовская традиционная культура. Полотна, представленные на выставке, были созданы в начале моей работы в Центре романовской игрушки (сейчас это Центр развития культуры и туризма), — рассказывает художница. — Эта коллекция посвящена временам года. Я подобрала значимые для меня экспонаты. Мне эти работы дороги тем, что являются итогом того периода, когда я активно развивалась и формировалась как художник.

На выставке много мозаичных панно из кусочков ткани с любопытным цветовым решением и узором. Но есть работы, наполненные глубоким смыслом, с продуманным до мелочей сюжетом. Одна из них, «Душа моя, игрушечка», посвящена мастеру Анастасии Короленко.

Анастасия родилась на Покров, 14 октября, и на панно изображена Богородица, которая как будто обнимает Настю, представленную в виде романушки, жительницы села Романово. В одной руке Анастасия держит куклу-романушку, другой ведет за собой дочку Еву. А у той — тряпичная кукла.

— Все очень символично: мастерица оберегает романовскую игрушку и воспитывает дочку, которая также погружена в народные традиции, — рассказывает Людмила Юрьевна. — Кроме того, в этой работе заключается посыл к фестивалю «Ты, душа моя, игрушечка!», на который мы приглашали и мастеров, и их учеников. Эта работа, отражающая преемственность поколений в народном творчестве, стала лауреатом Международного фестиваля лоскутного шитья в Суздале, а после путешествовала по России, побывала в Японии и Франции.

Работа яркая. Бордовое покрывало у Богородицы. Красочный наряд у романушки. Мама и дочка идут по полю из алых маков. Этот цветок в народном искусстве олицетворяет плодородие и продолжение рода, поэтому он часто встречается в вышивках на свадебных нарядах.

Древо жизни

Множество народных символов отражено и в другой работе Людмилы Люрис «Буян-остров». Она раскрывает представление славян об устройстве мира. Они считали, что на острове в океане растет дуб, на котором находятся все семена и растения мира, живут птицы и звери. Это своеобразный рай на земле, и с этого места по всей земле распространяется жизнь.

— Тема древа жизни в народном искусстве одна из самых моих любимых, — говорит художница. — На моем панно отражена трехчастность. Нижний ряд — это корни, олицетворяющие наших предков и традиции. Средний ряд — это земля, на которой мы живем. Верхний ряд — это Царство Небесное, где находится солнце и птицы. Эскиз этой работы я отправила на один из конкурсов, но тогда так и не решилась принять в нем участие. А через полтора десятка лет я вернулась к этой теме, и родилось интересное панно.

И снова куклы

В начале года Людмила Люрис приняла участие в Международной выставке «Мир кукол», которая проходила в Гостином дворе в Москве. В рамках этой выставки состоялся фестиваль «Народная кукла». В нем приняли участие около 60 мастеров со всей России.

Людмила Люрис представила кукол из своего нового проекта «Фотоателье Леонтия Цаплина». В начале прошлого века этот талантливый фотограф имел ателье в Липецке и Тамбове.

— Он снимал обычно нескольких человек из одной семьи. Все шли к фотографу нарядными. Для меня как для художника-кукольника интересны образы людей, гардероб того времени. Это абсолютно кукольная история, — считает Людмила Люрис. — Я представляю людей через моих кукол. Эта тема стала еще интереснее, когда в соцсетях у своих родственников со стороны папы я обнаружила фотографию моих бабушки и дедушки, сделанную у Леонтия Цаплина.

На выставке в Москве она представила восемь кукол, выбрав для их нарядов нежные оттенки розового и сиреневого.

— Это цельная композиция. В ней восемь сестер. По замыслу фотографа они сидят по спирали, и я постаралась сохранить сюжет, — делится мастерица. — Самой младшей из сес­тер примерно пять лет. А старшим двум — лет по двадцать. Они одеты в бархатные платья. А те, что по­младше — в маркизетовые. Все девочки в кружевах и с прическами. В первый день выставки одна из моих кукол будто ожила — на сестру- подростка оказалась очень похожа одна из посетительниц Гостиного двора. Оказалось, что девочку зовут Ася и она тоже делает кукол. Это совпадение воспринялось в той обстановке как чудо.

Совет от мастера

Если появилось желание заняться лоскутным шитьем, по мнению Людмилы Люрис, начать следует с впечатления. Важно побывать в музее или на выставке, где есть готовые работы, чтобы увидеть, что можно сделать своими руками, соединив вместе простые лоскутки. Для человека творческого, который хочет что-то освоить, надо «заболеть» идеей.

Вначале лучше работать с хлопчатобумажными тканями. Они не скользят и не сдвигаются в отличие от шелковых и трикотажных. Важно научиться подбирать цвета. Можно пойти в магазин, где торгуют хлопком, и постараться визуально приложить полотна друг к другу. Перед этим надо подумать, какое изделие хотелось бы сшить. Только после этого стоит отрезать по метру разных тканей в подходящих друг к другу тонах.

— Мы по-разному «загораемся». Либо тема нас вдохновляет, и к ней мы подбираем цветовую гамму. Либо видим ткань и понимаем, что это будет, например, панно, покрывало, подушка. И тогда к купленному куску материи мы подбираем родственные или контрастные ткани. А бывает и так: открываешь свой шкафчик с лоскутками и начинаешь работать с тем, что есть. Чтобы узнать азы лоскутного шитья, можно заглянуть в Интернет. Но лучший способ добыть знания — поработать с мастером, — считает Людмила Люрис.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных