Вс, 18 Апреля, 2021
Липецк: +10° $ 75.55 90.46

Сила искренности

Дарья Шпакова | 24.03.2021 06:09:12
Сила искренности

Фото Сергея Авилова

Максим Дмитроченков — первый в истории региона актер театра, удостоенный звания «Заслуженный артист Липецкой области». Он верит: награда, полученная за честный труд, возвращает потраченную энергию.

Среди любимых липецкими театралами актерских работ, созданных Максимом Дмитроченковым, — Тригорин в чеховской «Чайке», Полковник в драме «Полковник-птица», Иван Головин в спектакле  «Смерть Ивана Ильича» и президент Фон Вальтер из постановки «Коварство и любовь». Ему под силу самые разные роли. Главный прием — его искренность. И тогда актер понимает: лучшего пути к зрительской любви не найти.

— Я думаю, многие актеры обладают этим даром — открываться на сцене максимально, не бояться впускать в свой мир других. Тогда и зритель бессознательно идет тебе навстречу. У меня случаются такие моменты, когда испытываешь фантастические переживания. Такое ощущение, что ты чувствуешь каждого человека, сидящего в зале, — рассказывает актер.

Дмитроченков прежде чем попасть в Липецкий академический театр имени Льва Толстого, служил Мельпомене в разных городах: Москве, Рязани, удмуртском Глазове. Театры большие и маленькие. И все они открывали новые грани его дарования. В 2009 году Максим Дмитроченков с супругой, тоже актрисой, Екатериной Байбородовой стали частью труппы нашего театра. Им понравился репертуар и атмосфера города, где они и укоренились.

— Аура театра — его спектакли. Для меня не пустой звук то, что наш театр назван именем Льва Николаевича. Это определенная планка для актеров. Я с огромным удовольствием играл в спектакле «Смерть Ивана Ильича». Он много раз отмечался на фестивалях. Однажды мы его ставили на открытой сцене в Ясной Поляне. В нем «жить» — одно удовольствие. Это прозрачность мыслей классика и при этом — сложная эмоциональная палитра, — говорит Максим.

Другая степень правды

Как художник, актер делает жизнь предметом изучения. Наблюдает людей, природу, себя в разных ситуациях. У каждого есть своя «внутренняя кухня» создания сценического персонажа. Для Максима важно найти общее с героем, постараться увидеть мир его глазами, максимально приблизиться к нему, дать волю своей фантазии и посмотреть на своего придуманного человека глазами следователя во время допроса с пристрастием.

— Я люблю разыгрывать роли, выходя за рамки литературного материала. Мне любопытно, например, что у моего персонажа находится в карманах, какие у него привычки, жесты. Главное, чтобы произошло соединение твоих чувств и его. Когда это случается, получаешь профессиональный кайф. Смотришь на себя со стороны вместе со зрителем. Это магия, другое измерение, — рассказывает о создании образа актер.

В киноролях магии у Дмитроченкова не меньше, хоть все они эпизодические: герои-любовники, бандиты и священники. Сериалы «Судьбы загадочное завтра», «Безмолвный свидетель», фильм «Мой муж — гений», «Котов» — всего семь кинолент, которые актер называет интересным опытом. Ему дороги социальные и исторические образы. Так, однажды довелось побыть адмиралом Ушаковым в сериале-реконструкции «Великие битвы России» в сценах с императрицей Екатериной II. Роль без слов. Но чтобы показать величие персоны, нужен талант.

— Операторы говорят, меня камера любит, но я кино люблю из-за атмосферы. В театре ты всегда слышишь зал. В нем какая-то другая степень правды, — размышляет актер.

В театре живет сердце

Дмитроченков много работает: постановки, гастроли, подготовка к ролям. Найти нужные слова помогает реплика партнера. Часто за него выступает жена. Хотя на сцене мало спектаклей, где актеры играют вместе. Прошло 25 лет, как Максим и Екатерина женаты, а до сих пор, когда они на сцене рядом, происходит настоящее открытие чувств.

И на участие в театральных фестивалях никаких сил не жалеет. Не раз его талант по достоинству оценивало профессиональное жюри. Особенно ему дорого мнение театральных критиков — как творческий стимул.

В 2015 году состоялся режиссерский дебют Дмитроченкова. Его спектакль «Сон смешного человека» на фестивале «Русская классика» в подмосковной Лобне получил награду «За яркий режиссерский дебют». Максим признается, для него важно, когда спектакль получается цельным. Главное — его придумать, «прописать» детально все ходы.

— Классическая режиссура и современная — это только разница в языке, инструменте подачи. Если режиссеру есть что сказать, если это актуально и находит отклик у зрителя, любые средства хороши. Всякое высказывание ценно, а как это сделано — не важно, — считает Дмитроченков.

Максим хотел бы сыграть трагическую роль в спектакле по Шекспиру. Как режиссер он вынашивает идею поставить «Палату № 6» по Чехову.

— У нас поменялись ценности. Вновь становятся актуальными первоначальные истины. В «Палате № 6» есть разговор об этом. Рассуждения о свободе и государстве, о личности. Хочется поговорить со зрителем на вечные темы: что такое свобода и как ее обрести. Мне кажется, такой спектакль будет своевременным, — рассуждает он.

Максим Дмитроченков считает, что талантливый актер немного экстрасенс и гипнотизер. У него дар проникать в души зрителей и подключать бессознательное, словно «перезагружать» человека. А потому театр в будущем вернется к своим истокам, когда он был ритуальным действием. Его тайна заключается в глубокой, хорошей драматургии.

— Вся драматургия мифологична. Говорят, мифы у нас на уровне ДНК. Они, как некие моральные принципы, находятся в крови человека. Поэтому мы не можем их менять, — рассуждает актер.

Дмитроченков уверен, что театр — настоящий лекарь, и туда должен ходить каждый, чтобы поучаствовать в честном, вдумчивом разговоре, два часа провести в реальных человеческих эмоциях и что-то важное понять про себя и окружающий мир.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных