Вс, 18 Апреля, 2021
Липецк: +10° $ 75.55 90.46

Школа со своим детским садом

05.03.2021 05:00:16
Школа со своим детским садом

Для коррекции зрения в детсаду также используют и специальные игровые зрительные компьютерные программы. Фото Павла Острякова

В результате реорганизации коллектив липецкой школы № 40 увеличился на 100 человек. Присоединили к ней детский сад № 89 с 300 дошкольниками, в котором на протяжении десятилетий вместе с обычными обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

В школе № 40 тоже (и уже 30 лет) воспитывают и обучают детей с нарушениями слуха. Здесь никогда не делили детей на успешных и не очень, не составляли и не вывешивали никаких рейтингов учеников. Школа обычная, общеобразовательная, неизменно остающаяся востребованной у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Не боятся экспериментов

По мнению ее директора Татьяны Аксеновой, результат работы педагогов зависит в том числе и от условий, в которых учатся дети. Важно, чтобы они чувствовали себя в школе комфортно.

— Мы должны дать образование и тому, кто имеет повышенный интерес к учебе, и тому, кто в ней слабоват. Такого ребенка важно замотивировать на получение знаний. Пусть он учится в силу своих способностей и не чувствует себя лишним в школьном коллективе. Так он вырастет хорошим человеком и будет нужен и своей семье, и своей стране, какую бы профессию ни выбрал, — убеждена Татьяна Ивановна, возглавляющая школу почти три десятка лет.

Эта школа известна смелыми экспериментами. Здесь в свою пору были открыты первые классы шестилеток, спортивные и медицинские классы.

И компьютеризацией об­разовательного процесса учителя занялись одними из первых. Неслучайно до недавнего времени липецкая 40-я оставалась областной площадкой для досрочной сдачи ЕГЭ. Тринадцать кабинетов в ней оснащены всей необходимой для этого аппаратурой, создана безбарьерная среда для детей с особенностями здоровья.

Технологии для здоровья

Кстати, открытие спортивных и медицинских классов в 40-й школе предварило эпоху повсеместного внедрения в обучение здоровьесберегающих технологий. Приверженность этому направлению подтолкнула коллектив к решению открыть сурдологические классы для детей с проблемами слуха, и обычные учителя-предметники постепенно освоили язык жестов.

В школе дети с ограниченными возможностями здоровья не ограничены в общении, занимаются спортом, танцами, жестовым пением, принимают участие в творческих конкурсах. Это не только их всесторонне развивает, но и помогает адаптироваться в современном обществе, найти будущую профессию.

— У нас параллельно с учителями-предметниками работают и дефектологи, помогающие ребятам развивать слуховое восприятие, — продолжает разговор Татьяна Ивановна. — Кроме того, действует психолого-педагогический консилиум, который по заявлению родителей и по результатам мониторинга определяет, способен ли ребенок и есть ли у него желание перейти из коррекционного класса в обычный. Благодаря таким изменениям в учебе он может выравняться в развитии со сверстниками.

Например, Максим Березин из-за ДЦП не мог писать. На занятия в школу он приходил с ноутбуком. Учился в обычном одиннадцатом классе и сдал отлично выпускные экзамены. Саша Симонов занимался греко-римской борьбой и учился в спортивном интернате в Москве. После окончания Липецкого педуниверситета тренирует мальчишек. Как и его тренер, Нацвин Сергей Петрович, наш Саша принял участие в эстафете паралимпийского огня в 2014 году.

Алексей Водопьянов активно ищет себя, принимая участие в различных проектах, побывал во многих уголках страны. Он освоил информационные технологии в ЛГПУ и работает системным администратором. Ани Абрамян после окончания школы поступила в студию при Московском театре мимики и жеста. Сегодня она вместе с мужем открыла в столице фотостудию и растит двоих детей.

В школьном полку прибыло

Шесть лет назад на базе 40-й школы открыли детский сад на три группы для малышей с нарушениями слуха, перестроив и оснастив необходимым оборудованием целое крыло. Первыми привели сюда детей выпускники сурдоклассов, и возникла такая важная для образовательного процесса преемственность поколений.

В конце прошлого года в школьном полку прибыло: к 40-й присоединили расположенный по соседству детский сад № 89, и коллектив увеличился почти на 400 человек. Причем около половины воспитанников дошкольных групп — с ограниченными возможностями здоровья.

В одном из двух зданий детского сада — только коррекционные группы. В них воспитываются и проходят лечение дети с проблемами зрения. По словам заместителя директора Светланы Солосиной, шесть лет назад по программе «Доступная среда» здесь обновили лечебное оборудование. Это полтора десятка различных аппаратов, позволяющих проходить ортоптическое и плеоптическое лечение. Для коррекции зрения также используют и специальные игровые зрительные компьютерные программы. Кроме того, оборудована сенсорная комната и детский тренажерный зал.

Помимо воспитателей с детьми работает тифлопедагог, который проводит индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, и сестра-ортоптистка, в чьем ведении находится лечебное оборудование.

Учителям еще только предстоит вникнуть во все проблемы детей с нарушениями зрения. Но директор уже строит планы на недалекое будущее, на сентябрь.

— В детском саду две подготовительные группы. Из них можно сформировать один первый класс, где смогут учиться дети с нарушениями зрения. Проведем анкетирование родителей, чтобы выяснить их желания. Но кое-кто из них уже интересуется такой перспективой, — делится Татьяна Ивановна. — Мы соз­дадим для ребят все условия. Будет группа продленного дня и возможность продолжить лечение на аппаратах, например, в период тихого часа в детском саду. В коллективе уже есть педагог с опытом работы со слабовидящими детьми. Готовы переобучиться и другие наши коллеги. У нашей школы большой опыт и потенциал. Таких учебных заведений, как наше, в России немного. Мы, работая с детьми с серьезными проблемами здоровья, остаемся единственным и в городе, и в области незакрытым учреждением и видим результат. Наши ребята социализированы. Между детьми нет различий. Они воспринимают друг друга нормально. У нас нет больших площадей, как в новых школах, но условия для обучения детей с ОВЗ созданы все.

Реорганизация, конечно, добавила забот, но и выстроила новые перспективы для школы, где существует преемственность в образовании. Из детского сада дети дружно переходят в школу к учителям, сохраняя свой коллектив и атмосферу в нем. С этого и начинаются комфортные условия обучения и здоровьесберегающие технологии.  

Учитель всегда готов ответить на самые сложные вопросы

Учитель всегда готов ответить на самые сложные вопросы

Учитель всегда готов ответить на самые сложные вопросы
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных