Чт, 09 Декабря, 2021
Липецк: -2° $ 72.60 82.26

Школа равных возможностей

Ольга Шкатова | 23.11.2021 07:22:43
Школа равных возможностей

С 2003 года липецкая 17-я школа начала работать как школа равных возможностей для обычных ребят и для детей с особенностями здоровья

В этом году липецкая школа № 17 отмечает 100-летие. Здесь одними из первых в областном центре внедрили инклюзивное образование, а учителя не только дают знания, но и помогают ученикам с особенностями здоровья чувствовать себя в коллективе свободно и комфортно.

В свое время директор школы, кандидат педагогических наук Ирина Борисова несколько лет работала в Хельсинки при посольстве РФ в Финляндии, отмечая для себя плюсы образования в этой стране. Возглавив школу в Липецке, она снова побывала там в командировке, но уже с тем, чтобы позаимствовать лучшее и использовать успешный опыт на родине.

Учиться рядом с домом

В итоге с 2003 года липецкая 17-я начала работать как школа равных возможностей для обычных ребят и для детей с особенностями здоровья. Тогда это было новшеством.

— Каждый ребенок, который живет в нашем микрорайоне, может и должен учиться в своей школе, решили мы и стали постепенно нарабатывать необходимый опыт, открывая класс за классом. Большую работу проводили с родителями, разъясняя, насколько важно для социализации ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учиться вместе со сверстниками в обычной школе. Родители опасались, что будут насмешки или выдадут не тот аттестат. Сегодня у нас нет таких проблем, — рассказывает Ирина Борисова.

С детьми работают учителя, психологи, дефектологи, логопеды. Специалисты в школе взаимозаменяемые, потому что, как правило, имеют по две квалификации.

Например, выпускница школы, золотая медалистка Мария Макарова вернулась в родные пенаты с дипломом дефектолога-бакалавра. В процессе работы она окончила магистратуру, получив специальность психолога.

В 17-й липецкой школе учатся дети с проблемами опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутического спектра, ДЦП, ментальными нарушениями. Условия для обучения каждого ребенка создаются в соответствии с заключением медико-психолого-педагогической комиссии. Помимо основной образовательной программы, на каждом уровне есть адаптированные программы, в том числе и для детей с умственной отсталостью.

С учетом особенностей

Обучение детей с ОВЗ построено в школе по-разному. Дети с ментальными нарушениями учатся в общеобразовательном классе, но уроки математики и русского языка у них проходят в индивидуальном порядке с учетом особенностей развития.

— Они проходят тот материал, в котором успешны. А на уроках ИЗО, музыки, технологии, на классных часах, внеклассных мероприятиях эти дети находятся вместе со всеми. Они не остаются на повторный год обучения, а переходят из класса в класс со своим коллективом, — подчеркивает Ирина Ивановна.

Объединяются в классы дети с ортопедическими проблемами. Они могут быть связаны и с моторикой рук, и со зрительной ориентацией, а также с восприятием материала, памятью и мышлением. Как правило, этим детям нужна помощь специалистов. Раньше наполняемость таких классов составляла полтора десятка человек. С первого сентября по новому закону количество учеников в ортопедических классах сократилось до десяти. В первой половине дня у них уроки, во второй — коррекционные занятия в зависимости от рекомендаций. В каждой параллели сегодня по два ортопедических класса. В том числе и в параллели одиннадцатых. Но выпускники наравне со всеми будут сдавать ЕГЭ, имея в запасе на выполнение заданий на полтора часа больше, чем здоровые дети.

Каждая история — преодоление

На памяти у Ирины Ивановны множество историй учеников, подтверждающих правильность пути, который много лет назад выбрал коллектив школы. Но за примерами далеко ходить не надо. Сегодня в четвертом классе учится ребенок с аутизмом. Уровень образования у него как у первоклассника, но он в коллективе со сверстниками, и это настоящая победа. Работа с этим ребенком начиналась не в классе. Вначале его приводили к дефектологу на пять — десять минут, чтобы он адаптировался к школе. Позже были посещения общешкольных мероприятий. В качестве наставника (тьютора) в школе присутствует мама. Если первое время она тянула его в школу за руку, то теперь он охотно учится.

Есть и другой случай. Приезжий мальчик до 14 лет оставался в шестом классе и при этом не пропускал занятия. Он из проблемной семьи, которая не могла его контролировать и следить за развитием парня.

— Мы все же нашли подход к маме и убедили ее пройти с сыном медико-психолого-педагогическую комиссию. Сегодня он перешел в седьмой класс, усваивает программный материал в силу своих способностей. По окончании девятого класса мы намерены способствовать тому, чтобы он получил профессию. Главная наша цель в данном случае — правильное поведение в социуме и отсутствие правонарушений, — считает директор.

Арифметика для ума

Ирина Ивановна рассказала, что до принятия нового закона об образовании у школы почти не было помощников. Сегодня идет финансирование программ и есть возможность закупать необходимое оборудование. Кроме того, решается вопрос о выделении школе дополнительного транспорта, чтобы все дети в рамках внеурочной деятельности могли поехать на экскурсию в зоопарк, например, или в театр.

В равной степени здесь заботятся и о развитии детей в общеобразовательных классах. Пример тому — обширная проектная деятельность у старшеклассников, которые нередко разрабатывают полезные идеи вместе с психологами, дефектологами и логопедами и реализуют их на практике в своей же школе. Это игры и «развивашки» для детей с ОВЗ.

В начальных классах здесь — ментальная арифметика. Это новый способ устного счета, который дает хорошее умственное развитие. Особенно он полезен тем, кто много времени проводит за компьютером. Кружковые занятия ведут Татьяна Порядина и Ольга Потапова. Внедрили эту систему в школе по инициативе директора.

— Как-то увидела по телевидению репортаж о том, как в Китае проводят серьезные соревнования по ментальной арифметике. На них собираются огромные спортивные залы. Решила подробнее узнать, что это такое, обнаружила курсы в Москве и отправила на них двух педагогов, чтобы и в нашей школе у детей была возможность развиваться. Я считаю, что руководитель должен быть инициативным. Но, надо сказать, наш коллектив хорошо воспринимает новшества и готов идти в ногу со временем, — отметила Ирина Борисова.

Внутри школы размещены информационные таблички со шрифтом Брайля, в кабинетах имеются ходунки, ортопедический функциональный стол для детей-инвалидов, тренажеры, спортивное и другое оборудование.

Фото Павла Острякова

Специалисты в школе, как правило, имеют по две квалификации

Специалисты в школе, как правило, имеют по две квалификации

В школе учатся дети с проблемами опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутического спектра, ДЦП, ментальными нарушениями

В школе учатся дети с проблемами опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутического спектра, ДЦП, ментальными нарушениями

Специалисты в школе, как правило, имеют по две квалификации В школе учатся дети с проблемами опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутического спектра, ДЦП, ментальными нарушениями
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных