Сформировать новое мышление у врачей и пациентов

Фото lipetskmedia.ru
Что нужно для того, чтобы пациенты липецких поликлиник не теряли время в очередях в поисках нужного кабинета или специалиста?
Ответ на этот вопрос на семинаре с экспертами Национального института качества Росздравнадзора искали руководители и работники медицинских организаций области. Они стали участниками пилотного проекта «Качество и безопасность медицинской помощи».
Проект реализуется в регионе с 2018 года по инициативе управления здравоохранения области. Пока в нем только пять государственных медорганизаций: Липецкая областная клиническая больница, областной перинатальный центр, областной онкодиспансер, Елецкая городская больница № 1 имени Н.А. Семашко и Липецкая городская поликлиника № 1. Эксперты Национального института качества Росздравнадзора, являющегося куратором проекта, регулярно проводят в этих медучреждениях обучающие семинары и консультации, готовят внутренних аудиторов, оказывают методическую помощь по разработке локальных нормативных актов.
Одно из основных условий улучшения качества медицинской помощи, по мнению кураторов, — внедрение бережливого производства. Это логистика формирования потоков пациентов, стандартизация лечебно-диагностических процессов, повышение профессионализма медперсонала, а также более эффективное использование материально-технической базы, кадровых и финансовых ресурсов.
Не менее важное значение имеет организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Он подразумевает, что в первую очередь сама медицинская организация отвечает за уровень и безопасность оказания медицинской помощи. Однако и сами граждане не должны оставаться в стороне. Пациент несет не меньшую ответственность за свое здоровье, чем лечащий врач.
— Требуется изменить мышление руководителей и работников медицинских организаций, изменить мышление пациентов и членов их семей, — считает заместитель директора Национального института качества Росздравнадзора Олег Швабский. — Пациенты, в целом пациентские сообщества просто обязаны активнее участвовать в этом процессе. Врач и больной должны действовать сообща, чтобы усилия первых не сводились на нет самими пациентами. Пример: врачи, работающие с ковидными больными, направляясь в «красную зону» и понимая риски заражения, принимают меры, чтобы обезопасить себя от заражения. И в то же время мы видим людей, которые разгуливают без масок по магазинам, общаются друг с другом на вечеринках, заражаются сами и заражают множество других людей. Если пациент не выполняет рекомендации врача, то это тоже снижает качество лечения.
На состоявшейся в октябре 2020 года рабочей встрече главы администрации Липецкой области Игоря Артамонова и генерального директора Национального института качества Росздравнадзора Игоря Иванова была достигнута договоренность о включении в проект новых организаций — областной детской больницы, областной больницы № 2, Липецкой городской поликлиники № 7 и Елецкой детской городской больницы. Также обсуждался вопрос организации регионального проектного офиса по управлению качеством и доступностью медицинской помощи, что позволит создать устойчивую и эффективную региональную систему здравоохранения.
Уже в декабре нынешнего года сертификацию по внедрению системы внутреннего контроля качества медицинской деятельности пройдут областной перинатальный центр и Липецкая городская поликлиника № 1. На базе медицинских организаций, получивших соответствующие сертификаты, будут действовать центры компетенций, что позволит тиражировать наработанный ими опыт в другие лечебные учреждения области.