Ср, 12 Августа, 2020
Липецк: +18° $ 73.15 85.92

Сэкономили время и нервы

Олеся Скворцова | 29.04.2020 06:03:43
Сэкономили время и нервы

Переход на дистанционное обучение в связи с эпидемией коронавируса в елецкой школе № 12 прошел плавно и без лишней суеты.

Еще несколько лет назад педагогический коллектив осознал: за новыми технологиями будущее, и стал активно внедрять их в образовательный процесс. Начала школа с подключения к общероссийским ресурсам «Школа цифрового века» и «Мобильное электронное образование», которые открыли педагогам доступ к современным методическим разработкам. Разбираться в лабиринтах сетевых возможностей и детям, и их наставникам помогал школьный научно-информационный центр «Акме». Параллельно с вовлечением своих учеников школа стала налаживать сотрудничество с другими образовательными организациями — от местных школ до крупных вузов.

Палочка-выручалочка с оценками

— Конечно, не все проходило гладко, звучали разные мнения, и привыкали к новому постепенно, — комментирует директор школы доктор педагогических наук Наталия Кузовлева. — Но активное освоение цифровых пространств не для галочки, а для реального улучшения качества обучения принесло свои плоды сегодня, когда из-за угрозы распространения коронавируса все учебные заведения перешли на дистанционное обучение. Элементы этой технологии ранее мы применяли точечно. Дистанционное обучение не застало нас врасплох.

Немало споров звучало, когда вводили электронный дневник. Он окончательно и бесповоротно сменил бумажную версию с 1 сентября 2019 года.

Противники апеллировали и неудобством использования, и дополнительной нагрузкой на педагогов. Однако в условиях самоизоляции электронный дневник стал настоящей палочкой-выручалочкой. Все необходимое сосредоточено в одном месте — и темы уроков, и задания, и оценки с комментариями, и личный чат с возможностью прикреплять и отправлять файлы. Родители видят реальную картину успехов своих детей. При этом им не нужно организовывать специальные группы в Viber или WhatsApp, переспрашивать, какой учитель что задал и куда отправлять выполненное. Все уже отработано, а значит — сэкономлены время и нервы.

Сто платформ на квадратный метр

В коллективе уверены: каждый ребенок не должен выпадать из учебного процесса, даже находясь на расстоянии. До начала дистанционного обучения в школе широко использовались платформы «Российская электронная школа», «Московская электронная школа», Учи.ру, Яндекс.Лицей. К слову, завуч и учитель информатики и математики школы № 12 Елена Шевченко — пока единственный в Ельце педагог, прошедший повышение квалификации по программе Яндекс.Лицей. Этот наставник открывает школьникам мир робототехники, конструирования и программирования. С переходом на дистанционку педагоги, дети и их родители познакомились со Школьной цифровой платформой и открыли возможности сервисов ZOOM и «Цифровой Наноград» с популярными в молодежной среде образовательными курсами «Школа на ладони». Школьное образовательное пространство временно переселилось в Сеть, но расписание прежнее, разве что уроки сократились до 30 минут. Эффект присутствия поддерживается уроками онлайн в формате видеоконференций и совместным виртуальным посещением музеев, спектаклей, выставок — от Елецкого драматического театра до Третьяковской галереи.

— В целом довольна организацией дистанционного обучения, — делится мама десятиклассницы Ольга Ролдугина. — Трудности были лишь технического плана, да и то разве что на первой неделе — из-за внезапности перехода на онлайн-вариант, естественно, требовалось время перестроиться. Дочь всегда училась хорошо, и пробелов в знаниях не случилось. С уроками вполне справляется самостоятельно, практически на каждом уроке используются площадки ZOOM для видеоконференций. Так что она с 9 утра до 13 часов на занятиях. Мне кажется, нынешняя ситуация — отличный шанс для родителей изнутри увидеть, как учатся их дети, как ведут себя на уроках. А для самих школьников — возможность пересмотреть свое отношение к занятиям, ведь при такой системе не поленишься лишний раз, не отсидишься за спинами одноклассников, старание и результат каждого — как на ладони.

Ученица второго класса Анна Барабанщикова еще не обходится без помощи взрослых в учебе, но с удовольствием садится за компьютер выполнять заданные упражнения— современные дети очень быстро осваивают цифровые технологии. Возможности образовательной платформы Uchi.ru ей хорошо знакомы благодаря учителю Ирине Иванцовой.

— Мне нравится, что не нужно вставать рано в школу, я лучше высыпаюсь, и учеба легче дается, — признается Аня. — Но все равно скучаю по своей учительнице, по одноклассникам. Хочется их видеть рядом, а не на экране.

Успели подружиться

В начале марта на базе елецкой школы №12 открылся ресурсный центр «Школьная лига РОСНАНО», к работе которого может присоединиться любой педагогический коллектив, занимающийся развитием предметов естественно-научного цикла. Сегодня есть понимание, что подружиться с некоммерческой просветительской организацией в области естествознания и высоких технологий успели вовремя. Цифровой формат удаленного доступа практически не изменил планов коллектива, лишь слегка скорректировал их. Творческой находкой коллектива ресурсного центра стал День неформальных знаний, в рамках которого педагоги могут знакомить коллег со своими авторскими наработками, практическим опытом занятий с одаренными детьми. Как вам, к примеру, такие темы: математика в космическом пространстве, нанотехнологии на уроках физики или машинное обучение в играх?

— С помощью технологий на уроках мы и раньше могли демонстрировать виртуальные эксперименты, которые невозможно показать в реальности, к примеру, атомные и ядерные процессы, но сейчас время нам дарит возможность осваивать новые цифровые пространства, а значит, и творчески расти, — говорит учитель физики Елена Жарикова. — Уверена, открыв для себя этот мир, ни один педагог не станет работать по старинке, все самое лучшее он станет применять и по возвращении в обычный режим.

Елена Леонидовна признается, что, несмотря на возросшую нагрузку, больше стало времени на внеурочные занятия и включение в программу сотрудничества со «Школьной лигой РОСНАНО». Сейчас педагог работает с двумя командами учеников, решившими принять участие в конкурсе «Технолидеры будущего» в рамках Всероссийской недели высоких технологий и предпринимательства. Десятиклассницы Варвара Неделина и Полина Ролдугина на прошлой неделе уже защищали перед экспертной комиссией свой проект по созданию энергосберегающих уличных фонарей. А восьмиклассников Ивана Кармазина и Евгения Чукардина такое испытание ждет завтра. Они придумали и создали тиристорное зарядное устройство, более дешевое по сравнению с существующими аналогами. После этого Женя под руководством наставника займется подготовкой к видеоконкурсу «Наука в объективе». Школьника интересует экспериментальная часть физики, и для популяризации своих наблюдений он даже открыл свой канал в Ютюбе.

В Сети возможностей

Педагоги из разных регионов делятся возникшими в связи с переходом на дистанционное обучение трудностями. Они в принципе одинаковы везде — нестабильная скорость Интернета, отсутствие компьютеров в малообеспеченных семьях, неумение перестраиваться в новых обстоятельствах.

— Образовательный процесс динамичен, и если не возникает трудностей, значит, ты остановился в развитии, — уверена Наталия Кузовлева. — Самое главное — умение быстро реагировать на такие вызовы. Например, мы всегда на связи с теми, кто обеспечивает техническую сторону образовательного процесса — и оперативно реагируем на поступающие сигналы о замедлении скорости Интернета. Сразу же выявили семьи, где нет компьютеров, и вместе с родителями этих детей в каждом конкретном случае нашли выход из ситуации. Меня радует, что, несмотря на возросшую нагрузку на педагогов, никто не сошел с дистанции, сказав, что это ему не по зубам. Для руководителя такие условия — это отличная возможность взглянуть на свой коллектив по-новому, увидеть, в какую сторону он готов развиваться, и выстроить перспективу.

Фото из архива школы № 12 г. Ельца

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных