Вт, 19 Января, 2021
Липецк: -20° $ 73.55 89.25

Рождество и Святки: время, когда происходят чудеса

Марина Полякова | 06.01.2021 08:25:43
Рождество и Святки: время, когда происходят чудеса

Художник Константин Маковский. «Святочные гадания», 1890-е. Фото: Государственный музей истории религии

Один из самых важных и почитаемых праздников у христиан — день появления на свет сына Божьего Иисуса Христа. В России светлый праздник Рождества Христова отмечают 7 января.

С этого дня начинается Святочный период. Светлые дни Рождества и Святок таят в себе множество интересных традиций, которые передаются из поколения в поколение. Жаль, что многие из них забываются в наш цифровой век.

«Люстр» или «арепей», яркие костюмы, веселые колядки, угощения, игрища и гадания — узнать, как украшали избы к праздникам и чем развлекали себя наши земляки в зимние праздничные дни в старину, мы отправились в Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства.

Почти 90 процентов жителей нашего края до революции составляло крестьянство. Простые люди не могли многого себе позволить, но, используя подручные средства, создавали удивительные вещи. К сожалению, многие из них сегодня можно увидеть только в музее. Напомним, что современная Липецкая область формировалась на окраинах пяти губерний — Тамбовской, Рязанской, Тульской, Орловской, Воронежской. И каждая из них имела свои традиции. Дополняя друг друга, они составили интереснейший пласт народной культуры. Языческие и христианские обычаи в ней тесно переплетаются.

Чем отогнать нечистую силу

Старший научный сотрудник музея народного и декоративно-прикладного искусства Елена Кольцова показывает женские зимние костюмы. В зимние праздники, среди которых главными были Рождество и Крещение, женщины нашего края надевали праздничные головные уборы. Чаще всего это были платки. Их могли повязывать на голову сразу несколько. В почете были шелковые — «жаровые», яркие, как огонь или перо Жар-птицы. Еще их называли «французскими», что ассоциировалось в XIX веке с любовью дворян ко всему французскому, а у крестьян, соответственно, с богатством.

К Рождеству вычищали и украшали избу, особое внимание уделяли «красному углу», где стояли иконы. Вешали новые или выстиранные рушники. Елки в крестьянских домах не ставили: подобные украшения жилища могли себе позволить только богачи, да и в избе попросту не было места для нее, поясняет Елена Кольцова.

Зато обязательно подвешивали необычный предмет, который называли «люстр», «арепей» или «павук». Своей конструкцией он действительно напоминал люстру. Павук изготавливался из рогоза или соломы, к нему крепили цветные или красные ленточки. Он был не только украшением дома к Рождеству или Пасхе, но и выполнял роль оберега.

Если люстр делали к Рож­деству, то затем украшение, собравшее в себя негативную энергию, сжигали перед Пасхой и вешали уже новое, как символ возрождения. Кстати, на Рождество к нему прикрепляли «голубчиков» или «голубцов» — соломенных или рогозных птичек. Реконструкции павука есть и в липецком музее. Один из них изготовила жительница села Волчье Добровского района Мария Федоровна Прохоркина.

«Мы пришли Христа прославить»

В предрождественский вечер по домам ходили христославы, в основном мальчишки, зачастую их возглавлял священнослужитель. Уже в XX веке к христославам присоединились и девочки. К этому дню жители пекли пышки, напоминающие просвиры, и готовили конфеты, священнику перепадали и денежки. Компания славила Христа, читала тропарь, поздравляла хозяев, а домочадцы их угощали. В музее народного и декоративно-прикладного искусства есть композиция, изображающая христославов, которую создала из глины народный мастер Елена Смолеевская.

В Рождество был популярен и народный театр, который назывался «Рождественский вертеп». Самодеятельные артисты ходили в старину по селам и доступным языком рассказывали историю рождения младенца Иисуса. Рождественский народный театр в XVIII – XIX веках прижился и в богатых домах, его часто приглашали в канун праздника. Персонажей Рождественского вертепа изготавливали из дерева, тряпочек, бумаги.

— Мы воссоздали эту традицию. В Сочельник, канун Рож­дества 6 января, у нас состоится интерактивное мероприятие, в ходе которого мы познакомим посетителей с историей появления Рождественского вертепа, — рассказывает Елена Кольцова.

В ночь на Рождество крестьяне всей семьей шли на службу в храм. Утром на стол доставали все самое лучшее. С Рождества до Крещения начинались святочные дни. Это самый веселый период — с гаданиями и зимними игрищами, где девки и парни присматривались друг к другу, выбирали себе женихов или невест. Чаще всего гадали девки.

Гадания были разные: и валенок бросали, и воск в блюдце плавили, и расческу под подушку клали, и свечки перед зеркалом жгли, чтобы рассмотреть в нем будущего жениха. Гадать старались в сенцах, во-первых, избу нужно было оберегать от нечистой силы, а во-вторых, там, где иконы стоят, этого делать нельзя, православие осуждает подобные обычаи.

Жених будет летчиком

Многие гадания в музее народного и декоративно-прикладного искусства реконструировали. С Рождества там начинаются «Святочные вечера — Липецкие колядки», в которых участвовать по записи могут все желающие.

— В Липецком уезде бытовали гадания, популярные во всем Центральном Черноземье. Мы реконструируем только веселые и безопасные. Какие-то из них проходят в помещении музея, какие-то снаружи. Например, в этом году будем гадать с хвойными ветками. Приходите, научим. А еще наши гости очень любят гадание с валенком. Выходим на улицу, и девушки бросают его. Куда валенок ляжет носком, оттуда и жених придет. А чаще всего он у нас падает носом к Липецкому авиацентру, который через дорогу от музея. Все шутят, что жених летчиком будет. А еще можно у проходящего мимо мужчины имя будущего жениха спросить. Часто те же летчики мимо проходят, и они подыгрывают, имена своих коллег называют, — рассказывает Елена Кольцова.

Подтрунить над девками парни любили и в старину. Бывало, такие имена назовут, что язык сломаешь или недоумеваешь, откуда ж чужеземец возьмется. Старики рассказывают, что были и другие интересные гадания. Например, некоторые девки хотели узнать, станет ли их бить будущий муж. Выбегали ночью голышом на улицу и падали в снег. А наутро смотрели, нет ли складок на отпечатке: если гладкий след, то муж будет любить, а если появились складки, то бить будет. Парни подсматривали за такими гаданиями и шутили. Бывало, кнутом пройдутся по снежному следу, а девка наутро охает.

Какие-то гадания теперь уже стали архаичными, а какие-то и до сих пор сохраняются в селах и старых исторических районах Липецка.

«Авсень-дуда, иде была?»

Неизменная традиция Святочного периода — колядование. Чаще колядовать или кликать Авсень-дуду в Липецке ходили в канун Старого Нового года.

— Жаль, что эта традиция уходит в прошлое, в многоквартирных домах уже и не ходят. А вот в старых районах города, известных в народе как Ниженка, Сокол, Коллективка, Бугор, 3-й участок Тракторного, до сих пор колядуют. Я сама жила на Ниженке, мы всегда колядовали — и детьми, и взрослыми. Христа в конце XX века уже не славили, об этой традиции мне отец рассказывал, а вот Авсень-дуду мы закликали. Рядились, кто во что горазд: кто тулуп наизнанку надевал, кто маску детскую цеплял, кто противогаз, чтобы пугать жителей. В моем детстве была популярна такая колядка: «Авсень-дуда, иде была? Коней стерегла. Иде кони? За ворота ушли. Иде ворота? Вода унесла. Иде вода? Быки попили. Иде быки? В тростник ушли. Иде тростник? Девки выломали. Иде девки? Замуж вышли. Иде мужья? На покосе сидят, соломату едят, только ложками стучат. Доставайте сундучки, вынимайте пятачки. Кто не даст пятака — коровушку за рога. Кто не даст пышку — свинью за лодыжку». Колядующих угощали конфетами, давали разменные деньги, — вспоминает Елена Кольцова.

Кто такой Авсень (Овсень)? Версии ученых-этнографов разные, но этот персонаж известен еще с языческих до­христианских времен. В целом можно сказать, что это символ плодородия, символ будущего урожая. Его зимой вспоминают, чтобы весной посеять и собрать по осени хороший урожай. В колядочных традициях русской культуры — сильный замес христианства с язычеством.

В советское время елки в домах были уже практически у всех. В Липецке считалось, что распрощаться с новогодним атрибутом можно только после Старого Нового года — не раньше 14 января.

Как выбрать хорошую невесту

В XIX — начале XX века в период Святок крестьяне шли на игрища, где присматривали себе пару. Молодежь играла в снежки, штурмовала снежную гору, выбирая Царя горы, бились снежками «стенка на стенку», катались на санях, запряженных лошадьми. Был и такой аттракцион, популярный в наших местах: вмораживали столб, привязывали к нему оглоблю, а к ней цепляли санки. Парни сажали в них девок, раскручивали санки и катали на большой скорости. В Липецке так молодежь развлекалась вплоть до середины ХХ века.

Будущая свекровь во время таких гуляний тоже не дремала, заботясь о том, чтобы в семью попала хорошая невестка. Бывало, ухватит молодую девку за руку и определяет — хорошая невестка или нет: если рука у той горячая, то хорошая девка, здоровая, а если холодная — то не очень здоровая, детей может не родить. А могла и за коленку ухватить. Круглая коленка о здоровье говорила, а если острая — что-то не то с ней. В эти святочные дни девки могли и достатком своим похвалиться, надев на себя сразу несколько понёв. Так называются шерстяные юбки из русского наряда. Не только ради тепла, но и чтобы богатство свое продемонстрировать, да и острые коленки подальше припрятать. Такие традиции бытовали, например, в Добровском районе.

— Мы стараемся сделать все, чтобы молодежь не забывала о наших традициях. Приглашаем в музей на мастер-классы, проводим увлекательные вечера. Дети веселятся, ведь это игра, но через игру передается и память поколений. Рождественские вечера продлятся у нас до 18 января, — рассказывает Елена Кольцова.

Благодарим за помощь в подготовке материала Липецкую областную универсальную научную библиотеку и Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства.

Фото Ольги Беляковой и из архива музея

Художник Федот Сычков. «Христославы». 1935. Коллекция МРМИИ им. С.Д. Эрьзи

Художник Федот Сычков. «Христославы». 1935. Коллекция МРМИИ им. С.Д. Эрьзи

Зимняя женская одежда. Липецкий край

Зимняя женская одежда. Липецкий край

Реконструкция павука в Липецком музее народного и декоративно-прикладного искусства

Реконструкция павука в Липецком музее народного и декоративно-прикладного искусства

Художник Федот Сычков. «Христославы». 1935. Коллекция МРМИИ им. С.Д. Эрьзи Зимняя женская одежда. Липецкий край Реконструкция павука в Липецком музее народного и декоративно-прикладного искусства
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных