Пт, 21 Января, 2022
Липецк: -1° $ 76.33 87.02

Развенчиваем мифы о «Гуманной школе»

Тамара Юдина | 03.12.2021 07:49:27
Развенчиваем мифы о «Гуманной школе»

Программа «Гуманная школа» реализована в школе № 47 города Липецка. Фото Сергея Литаврина

К новаторскому образовательному проекту присоединились уже 40 школ по всей области. Опросы показывают, что более 80 процентов школьников и родителей довольны результатами и хотят продолжать участие в проекте.

Такие данные привели вице-губернатор Анатолий Якутин, начальник регионального управления образования Лилия Загеева и ректор Института развития образования Липецкой области Инесса Шуйкова.

В лучших липецких традициях

На брифинге для журналистов они развенчали мифы о «Гуманной школе».

— Очень обидно, когда об этом проекте говорят в духе «Я Пастернака не читал, но осуждаю», — начал общение с журналистами Анатолий Якутин. — Крайне важно, чтобы люди понимали, что этот проект полностью соответствует федеральным образовательным стандартам и закону «Об образовании».

Программа «Гуманная школа» действует в регионе второй год. В 2020-м к ней присоединились 30 учебных заведений Липецка, в 2021- м — 40 школ по всей области. Там отошли от привычной пятибалльной системы оценок, домашнее задание стало индивидуальным и носит теперь рекомендательный характер, а понятие «школьная форма» вообще ушло в прошлое: дети ходят на уроки в той одежде, в какой им удобно.

Инесса Шуйкова подчеркнула, что в основу «Гуманной школы» легли идеи «Липецкого опыта» — концепции советских педагогов, которые в свое время стали новаторскими. Москаленко, Шмаков, Раковский, Котельников — их взгляды дополняются сейчас подходами Амонашвили. Коротко подход можно описать так: родители и учителя доверяют ребенку, он забывает о страхе оценок и начинает лучше учиться.

Формирующее оценивание

— Я хочу, чтобы родители забыли фразу «Покажи дневник!» — заявил Анатолий Якутин. — Важно, чтобы все мамы и папы вспомнили, зачем нам нужны уроки. Ведь главное — не получить «четыре» или «пять», а узнать что-то новое, научиться делать то, чего раньше не умел, и главное — не потерять желание ходить на уроки.

Спикеры заявили журналистам, что говорить о том, что в «Гуманной школе» совсем нет оценок — не совсем корректно. Вернее будет сказать, что там нет отметок. На смену привычным баллам приходит так называемое «формирующее оценивание», когда работа ученика оценивается более детально. Например, в знании грамматики, словарном запасе, умении применять формулы и анализировать факты. Ежедневно достижения мальчиков и девочек заносят в специальные тетради. А по итогам четверти все это переводится в оценки по пятибалльной системе. Итоговые экзамены, ЕГЭ и аттестаты тоже никто не отменяет.

У нас перенимают опыт

У липецких педагогов, внедривших в своих классах принципы «Гуманной школы», сейчас перенимают опыт коллеги из Белгородской области и Красноярского края — там тоже есть школы, которые сместили акценты с оценок на мотивацию.

В нашем регионе опросы показывают, что проект в целом принят и школьниками, и их родителями. 81 процент опрошенных довольны и хотят продолжать участие в нем, 89 процентов отметили, что ребенок находится в положительном психологическом состоянии ежедневно.

Специалисты Института образования работают с учителями из районов. Им рассказывают о методике работы и приглашают на открытые уроки коллег.

Как отметила Лилия Загеева, в целом в стране сейчас действует целый ряд проектов, который направлен на повышение комфорта в школе. Рособрнадзор и Министерство просвещения уже работают над тем, чтобы сократить количество контрольных. А с 2022 года вступят в силу новые федеральные образовательные стандарты, они дадут учебным заведениям еще большую свободу в выборе методик, подходов и программ обучения.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных