Вт, 01 Декабря, 2020
Липецк: $ 75.76 89.93

Пора плести лапти

Эмма Меньшикова | 17.11.2020 05:38:38
Пора плести лапти

Фото Ольги Беляковой

Речь не о том, чтобы менять ботинки на лапти, а о том, чтобы сохранить народные ремесла, саму историю Руси. Не зря ведь говорят: «Без лапотника не было бы и бархатника». А без Марии Суховой из добровского села Преображеновка не было бы в нашем регионе и самого ремесла.  

Она единственная потомственная лапотница Липецкой области и одна из старейших мастериц страны, умеющая плести эту незамысловатую крестьянскую обувь, ставшую сегодня национальным достоянием.

Интересное кино

Лыко драть Марии Михайловне уже не под силу — ей 90 лет. А осень самое время для дранья ивового луба, из которого плетет Мария Сухова свои знатные лапти. Вот и решили в Преображеновке всем миром заготовить материал, чтобы ей на всю зиму хватило.

Но и тут без мастерицы не обошлось. Потому что дорогу к заветным местам, где растут подходящие ивы, знает только она. Ведь не такое простое это дело, как иногда пословицы представляют, — по некоторым из них драть лыко означает чуть ли не бездельничать. А Мария Сухова за своим лыком километры хаживала по непроходимым лесам, окружающим Преображеновку.

Глава Преображеновского сельсовета Лариса Емельянова, по инициативе которой учителя и сотрудники школы, активисты села организовали эту волонтерскую акцию, вспоминает поход за лыком с восторгом. Сначала ехали на машине, потом вслед за Марией Михайловной пробирались такими нехожеными тропами, что испугались: заблудились. Но она не только каждый кустик указала, с которого надлежало запастись лыковыми связками, но и успешно всех вывела назад к оставленной машине. Все путешествие к заветным «делянкам» и заготовку лыка засняли на камеру — и не только для истории.

Через года и расстояния

В Преображеновке задумали создать фильм о Марии Суховой: о том, как она плетет лапти, как живет. Хотя бы на память.

Но не менее важно, считают в селе, подробно зафиксировать весь процесс производства самобытной обуви, которую крестьянская Россия, да и Европа тоже носила веками, прежде чем выйти на столбовую дорогу истории эдакими бархатниками в кожаных сапогах. Мастеров осталось мало, они уходят, скольких еще успеют научить ремеслу?

Тем более времена наступили такие, что от ковида не спрятаться даже в дальней лесной деревне. А онлайн-трансляции, видеоролики в какой-то мере компенсируют невозможность очных занятий с учениками. В том числе и теми, кто живет далеко — в Липецке и даже других регионах, откуда иногда приезжают в Преображеновку увлеченные народным творчеством люди разного возраста. В их числе известный в Липецке фольклорист Владимир Юрьев. Получив навыки ремесла у Марии Суховой, он и сам уже проводит в областном центре открытые уроки по плетению лаптей.

Культурными маршрутами

Кстати, лаптеплетение является объектом нематериального культурного наследия Липецкой области федерального значения. Благодаря этому ремеслу Преображеновка вошла в путеводитель «Культурные маршруты России». Но особенность ремесла в том, что его не освоишь за несколько часов и даже дней. Обучение занимает довольно продолжительное время, от заготовки сырья до владения инструментом плетения кочедыком, которым Мария Сухова орудует уже — даже сложно представить себе! — более восьми десятков лет.

В ее родительской семье было шестеро детей, жили трудно. И уже после первого класса девочке пришлось бы завершить свое образование, потому что обуться было не во что, а босиком в школу не пойдешь. Вот дед и стал учить ее плести лапти. Так начинался ее «культурный маршрут», который успешно проложила она и в XXI век.

Кому это надо

Действительно: какие-то лапти, лыко, кочедык. Кому это сегодня надо, в век цифровых технологий? Когда классику на сценах «продвинутых» театров ставят в пошлых версиях, а популярные певцы завывают что-то типа «первый раз и уже экстаз».

Однако что делает человека человеком, а народ — народом? Культура. А это, по емкому определению известного советского пушкиниста Юрия Лотмана, «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека». То, что воспитывается, привносится, что передается людям в качестве культурного багажа от поколения к поколению. И прежде всего это нематериальные ценности и традиции: народа, страны, семьи.

В этом смысле на вопрос: «Кому это надо?» — есть только один ответ: нам всем. Надо, чтобы Мария Сухова с ее лаптями и кочетыком могла заниматься своим ремеслом и сохранять его как народное достояние. Надо музеям, театрам, фольклорным коллективам, туристам, организаторам народных фестивалей и гуляний. Надо людям, землякам иметь перед глазами такой удивительный пример верности своей деревне, семейному промыслу. Надо власти обеспечивать активное долголетие пожилых и связь поколений, поддерживая таких интересных редких людей, как Мария Сухова, живую достопримечательность края.

Продолжение следует

Тем более поддерживать Марию Михайловну одно удовольствие. В 90 лет она поражает своей самостоятельностью. Весной посадила картошку, убрала ее и даже опустила в погреб. А в минуты отдыха между огородными работами связала всем внукам по паре теплых зимних носков. А внуков у нее 12.

Те, в свою очередь, заботятся о бабушке: перекрыли крышу, переложили пол, вставили пластиковые окна. Она была против, а теперь рада: тепло, не дует.

Один из внуков подарил ей электрическую прялку. Да-да, вяжет бабушка из собственной пряжи, которую прядет из овечьей шерсти. Местный фермер не находит ей применения, а Марии Суховой польза.

Помогать разрешает себе только в исключительных случаях. Если вы все сделаете, то что мне останется, говорит она решительно. Заготовленное лыко разделила по только ей понятным сортам, замочила в тазах. Степень его готовности к работе определяет на ощупь: «чтобы под мою руку», объясняет. На днях сообщила, что лыко готово к работе, так что продолжение фильма следует. А значит, и само ремесло в Преображеновке продлится, и ученики с помощью мастерицы успеют еще руку набить…

ЭТО ИНТЕРЕСНО

 Первые крючки для плетения лаптей обнаружены в неолитических стоянках, поэтому считается, что люди плели обувь из растительных волокон уже в каменном веке.

 На Руси самое раннее письменное упоминание о лапте встречается в «Повести временных лет» (985 год).

 В поговорке «Не каждое лыко в строку» последнее слово означает ряд, и мастер всегда знал, какое лыко в какую строку вплетать.

 Из лыка, корней деревьев, пеньки плелись не только лапти, но и кошелки, коробы, кресла и даже столы, а также детские игрушки, коврики-рогожки, рыболовные и охотничьи снасти.

 Самым знаменитым лапотником России можно считать Петра Великого: по некоторым данным, в Эрмитаже еще в начале XX века хранились сплетенные им лапти.

 До XV века снаряжение русских войск включало в себя кольчуги из дубового лыка и лыковые щиты. Лыковое снаряжение существовало даже в Красной Армии: до 1918 – 1920 годов солдаты ходили в лаптях.

 Сегодня лапти чаще всего используются как сувениры и обереги: по древним поверьям лапоть привлекает в дом удачу, достаток, счастье, защищает от болезней, от зависти. Для домового в маленькие лапотки подкладывали сладости, чтобы задобрить его.

Лапти Мария Сухова сплела из лыка, заготовленного школьниками

Лапти Мария Сухова сплела из лыка, заготовленного школьниками

Лапти Мария Сухова сплела из лыка, заготовленного школьниками
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных