Чт, 29 Октября, 2020
Липецк: +4° $ 78.87 92.60

Поиск истины в скрещении судеб

Александр Бойников | 12.08.2020 06:18:55
Поиск истины в скрещении судеб

Рисунок Виктора Нелюбова

У каждого выпуска «Петровского моста» есть своё лицо, которое открывается читателю в общей идее, в сквозном образе, в ведущем эмоциональном настрое.

Облик второго в этом году номера журнала вобрал в себя все вышеназванное в пределах одной из вечных тем русской литературы — судьбы человека, раскрытой в нем в разнообразии жанров и персонажей.

Смятенные души

Журнал продолжает публикацию произведений под рубрикой «К 75-летию Великой Победы», и поэтому блок прозы начинается с «Забытой повести» Анатолия Рощупкина. В центре ее — Иван Яковлевич Пахомов, обычный солдат войны, «рядовой кавалерийского эскадрона», ушедший на фронт мальчишкой. Резкими, порой скуповатыми, но емкими и психологически насыщенными штрихами писатель показал горе и боль войны, подвиг народа, фронтовой быт. Повесть, гармонично сочетает документализм и художественность.

«Домик окнами в сад» Андрея Коннова по временному охвату и глубине изображаемого, скорее, тяготеет к небольшому роману. Его герой Николай Марков душевно растревожен и потому обречен на постоянное переосмысление своего пути, поступков, желаний. Он отчуждается, отрывается от корневой России, которую символизирует домик его бабушки, отрада детства «на самой сельской окраине». И вроде бы объяснимые причины подталкивают Маркова к эмиграции, но читателя не отпускает щемящее, надрывное и одновременно приглушенное сожаление об оставлении истоков, об оборванных бытийных связях с родительской землей. Неожиданны рассуждения азербайджанца Алика, фермера и земледельца, о причинах его приезда в Россию. Возникает любопытная параллель: один готов покинуть родину, другой это уже сделал, но цели каждого из них совсем не похожие.

Рассказы Андрея Новикова «Хорь», «Книжные люди», «Журавль у дороги», «Пчелы и лошадь» — четыре случая из жизни современной деревни; их персонажи абсолютно разные — от сельской библиотекарши до преступника. Сквозь бытовую основу постепенно проступает философско-этический подтекст с мотивами возмездия, фатальной связи между действиями и их последствиями, памяти и бескорыстия. Есть в одном из них и элемент мистики. А рассказ Нели Бурлей «Солнышко» опять подтверждает истину о неизбежности превратностей любви; некоторая кинематографичность изложения придает ему особый шарм.

Михаил Маскаев в повести «Карабас-Барабас» воссоздал жуткую и давящую атмосферу криминально-уличного разгула в лихие 90-е, где среди беспощадных кулачных схваток ищет истину мятущаяся человеческая душа. Пружинистый сюжет не отпускает до самого финала — грустного, но с весьма прозрачной героической ассоциацией.

Странная ис-­ ­тория «Привидение с чайной ложечкой» Игоря Семенова на­­писана напористо, виртуозно, в постмодернистской манере парадоксального перемешивания исторических пластов и культурных явлений.

«Сегодня обнулят календари…»

Поэтический раздел открывается «Антологией двух стихотворений», также посвященной юбилею Победы. Геннадий Скареднов, Игорь Чичинов, Владислав Прокофьев, Владимир Богданов и Михаил Трубицын то с величественной, то с гневной интонацией воскрешают героические и трагические эпизоды грозного времени; каждый из них видит и переживает его по-своему, в простых и искренних строках и образах:

«Умел сволочь-снайпер стрелять,

Солдат не дожил до заката.

Никто не хотел умирать.

Особенно в сорок пятом»

(И. Чичинов).

В стихотворениях Геннадия Рязанцева-Седогина властвует поэтика простора и воспоминаний, светлая ностальгическая печаль, обостренное и вечное чувство Родины:

«Здесь сверкуча река и текуча,

Здесь в заказнике много зверья,

Здесь брюхатая движется туча,

Здесь чиста ледяная заря».

Подборка Светланы Пешковой пронизана ощущениями жаркого лета, которые порождаются за счет затейливой и красочной индивидуальной образности, упоением расцветшей природой, где даже трава — «свидетель эпох».

В лирике Елены Исаевой в едином узоре сплетаются тонкий пейзажизм, медитативные размышления о крайностях бытия и метания, в которых выковывается образ поэзии:

«Здесь все не так, здесь льются зеркала

И плавят текст безумные поэты,

Здесь бабочка меж стеклами жива,

Здесь все дороги нас приводят в лето…».

Приятно удивили стихи Лилии Аксеновой, дебютантки «Петровского моста». Их эмоциональная доминанта — открытость миру, восхищение его небом, светом, ветрами и дождями. Правда, нотки дидактизма все же слышны.

У Александра Пензенского выделяется стихотворение «Город», в котором соединяется надмирность и обычная реальность. Преобладающее осеннее настроение создает в «летнем» номере эффект эмотивного контраста. А еще он с большой страстью пишет о бескрайности любви:

«Когда закроет солнце черный смог,

Когда моя душа гореть устанет,

И кто-то поднесет к глазам платок —

Люби меня, когда меня не станет».

Русская сила и русская память

Тематической разносторон­ностью отмечен и раздел публицистики. Здесь задает, без преувеличения, вдохновенный тон очерк Алексея Колядова «Отец Елецкого университета». Он знакомит нас с трудами и днями Валерия Петровича Кузовлева — выдающейся личности, подвижника отечественного образования.

Татьяна Нечаева с присущим ей блеском и основательностью искусствоведческих суждений рассказывает о творческой судьбе заслуженного художника России Дмитрия Дикарева в статье «В плену чудесных метаморфоз».

Часть третьей тетради отведена военным мемуарам. Александр Колесник в материале «Один день и вся жизнь» делится воспоминаниями своих отца и матери о военном лихолетье. Читаешь их и словно оказываешься и под фашистскими бомбами, и на Дороге жизни под Ленинградом. Героиня публикации Владимира Дурнева «Ночные гости» — простая русская женщина, спасшая наших солдат с риском для жизни и своей, и детей.

«Вчера была война» Владимира Коршикова — автобиографическое повествование о послевоенной поре. Значительное место занимает в нем трогательное общение мальчика и кота: почти идиллия, которую разрушает зло. Дополняют его родительские воспоминания о войне. Очерк Александра Гришаева «…Пока не захоронен последний солдат» подводит итоги 55-летней благородной работы липецкого областного экспедиционного клуба «Неунываки». Материал проиллюстрирован прекрасными цветными фотографиями Ольги Беляковой.

Алена Воробьева выступила с содержательной рецензией на новую книгу липецкого поэта Михаила Червякова «Стихи о детях», но адресованную вовсе не им, а взрослым. Проблематику сборника раскрывает уже обложка с изображением цветов, прорастающих сквозь кастет. Исследует алгебру и гармонию хрестоматийной повести Ивана Бунина «Митина любовь» Александр Новосельцев, обращая внимание на наличие в ней двух необычных обстоятельств. Логика умозаключений автора весьма убедительна.

Завершает номер еще один дебютант — Александр Макаров, практикующий хирург. Ли­тературная одаренность, про­явившаяся в его житейских историях, должна помочь ему продолжить плеяду русских писателей-врачей.  

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных