Вт, 01 Декабря, 2020
Липецк: -3° $ 76.20 91.20

Почему мы редко говорим: «Мой Лермонтов»

И. Неверов | 15.10.2019 03:20:34
Почему мы редко говорим: «Мой Лермонтов»

Необычный портрет Лермонтова художника Сергея Толчеева вызвал особый интерес на выставке.

С легкой руки Марины Цветаевой прижилось у нас это словосочетание: мой Пушкин. А вот «мой Лермонтов» звучит почему-то нечасто. Хотя любой русский человек заново открывает, разгадывает для себя хрестоматийные строчки об одиноко белеющем парусе и ангеле, что несет душу младенца в мир страданий и слез.

Об этом думаешь на состоявшемся в конце прошедшей недели в областном выставочном зале вернисаже, приуроченном к 205-й годовщине со дня рождения поэта. Здесь, например, есть две серии иллюстраций к «Маскараду». Восемь работ Екатерины Григорьевой погружают зрителя в сумрачную, почти инфернальную атмосферу трагедии. Контрастный черно-белый мир с алыми всполохами. Динамично и остро воссозданы ключевые эпизоды. Перед нами словно бы раскадровка пока не снятого, но многообещающего фильма.

А Татьяна Бербаш передает, прежде всего, романтическую, театральную природу лермонтовского замысла. Ее графика изысканна, одновременно и точна, и свободна. Мизансцены, позы, жесты персонажей подчеркнуто красивы и эффектны.

Среди полусотни произведений, пожалуй, особенно необычен портрет Лермонтова, соединенный Сергеем Толчеевым с едва различимым изображением Демона. Это дань восхищения автора и великому поэту, и великому художнику Михаилу Врубелю.

Липецких графиков и живописцев вдохновили самые разные творения Лермонтова. Листы к сказке «Ашик-Кериб» стилизованы под восточные миниатюры. Смелые композиции к «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и молодого купца Калашникова». Гротескные картинки к «Тамбовской казначейше», которые свидетельствуют о том, что романтический поэт в чем-то близок к Гоголю с его «Ревизором» и «Женитьбой». Пейзажи Тархан, Кавказа и других мест, связанных с жизнью Михаила Юрьевича.

Интересно, что параллельно с этой выставкой, где представлено много произведений преподавателей кафедры изобразительного искусства Липецкого педагогического университета, в краеведческом музее демонстрируются студенческие работы, посвященные Лермонтову.

Презентация в выставочном зале была, собственно, финальным аккордом Всероссийской научно-практической конференции «М.Ю. Лермонтов в культуре, истории, образовании». Встреча ученых и преподавателей проходила в тот же день в ЛГПУ. Ее руководитель — кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Бербаш, та самая, чья графика привлекает внимание публики на выставке. Татьяна Ивановна долгие годы увлеченно занимается Лермонтовым и как художник, и как педагог, и как исследователь. Конференция и выставка в немалой степени плод ее энтузиазма.

— В разговоре о Лермонтове, — рассказывает она, — участвовали около ста человек. К нам приехали специалисты из Москвы, Тамбова, Мичуринска, Пятигорска, других городов. Почетным гостем была Людмила Александровна Парахина, прапраправнучка Ивана Лермантова — его фамилия писалась с буквой «а». Он был дальним родственником поэта. Мы стараемся достойно увековечить память создателя «Демона» и «Героя нашего времени» на его прародине.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных