Сб, 08 Мая, 2021
Липецк: +12° $ 74.14 89.51

Она поймала «Золотую птицу»

Ольга Шкатова | 20.04.2021 08:55:55
Она поймала «Золотую птицу»

Фото Павла Острякова

Заместитель директора Липецкого индустриально-строительного колледжа, координатор регионального центра движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Наталья Грязева стала победителем Всероссийского конкурса деловых женщин «Успех-2020».

Главную награду конкурса ­— «Золотую птицу» — Наталья Юрьевна получила за победу в номинации «Лучшая представительница деловых женщин России в области образования и работы с детьми». В конкурсе, этапы которого из-за пандемии коронавируса проходили в дистанционном режиме, приняли участие около 500 женщин. На состязания Наталью Юрьевну подвигли коллеги из Союза строителей Липецкой области. По ее словам, это стало поводом для того, чтобы проанализировать свою работу и подумать о дальнейших перспективах.

Розовая мечта

— Было три тура. Самым непростым оказалось эссе, в котором надо было рассказать о себе. Я посвятила его работе, потому что она занимает большую часть моего времени, — не скрывает Наталья Юрьевна.

Она потомственный работник профессионального образования. Ее отец Юрий Грязев пришел в эту сферу в начале 80-х прошлого века. Строитель по образованию, Юрий Иванович работал на стройке главным инженером. И с этой должности ушел мастером производственного обучение в ГПТУ № 21. Позже стал заместителем директора по учебно-производственной работе. Пригодился его опыт и в региональном управлении образования, и в Министерстве образования Монголии. А в 1988 году он возглавил липецкое ГПТУ № 26.

— Папа знал строительный профиль от начала и до конца. Ему, производственнику, было не зазорно уйти с должности инженера в преподавание. Сейчас профессиональное образование живет по-другому. Сегодня учебным заведениям уже недостаточно только давать профессию. Большой простор для творчества дает участие в конкурсах, победа в которых позволяет получать федеральные гранты на улучшение своей материальной базы, — рассуждает Наталья Юрьевна. — Жаль, что у нас пока нет условий для того, чтобы выиграть министерский грант и войти в программу, итогом которой станут пять тысяч новых мастерских. У нас для этого не хватает площадей. Нам очень тесно в том пространстве, которое было построено десятилетия назад. Мы просим либо сделать пристройку к нашим мастерским, либо построить два современных ангара. На этих площадях можно было бы разместить все модули так, как нам нужно для учебы, а рядом — как на чемпионате.

На соревнованиях все делается с определенной логикой, чтобы ребенку было удобно работать. Благодаря этому в дальнейшем он будет знать, как оборудовать свое рабочее место на предприятии. Площади для новых мастерских при желании найти можно. Но эта идея стоит немалых денег. Кроме того, встает вопрос рационального использования новых мастерских. Их необязательно возводить на территории нашего техникума. И пользоваться ими могли бы несколько учебных заведений строительного профиля. Но пока это мечта.

Все началось с математики

Наталья Юрьевна окончила физмат Липецкого пединститута и получила диплом учителя математики, физики, информатики.

— В математику влюбилась в Монголии. Там у меня была замечательная учительница. Уже не помню ее имени, но за то, что она пробудила во мне интерес к математике, я благодарна ей всю жизнь. А началось все с геометрии, — вспоминает педагог. — Мне не хотелось учить теорему, и без теории решение задачи у меня заняло три тетрадных листа. А с ответом сошлось. Учительница объяснила, в чем дело, и, обратив внимание на мою склонность к точным наукам, стала давать дополнительные задания повышенной сложности. Вместе с ней я проверяла тетради своих одноклассников. Уровень знаний вырос настолько, что к выпускному классу я захотела поступить в МГУ на прикладную математику или мехмат.

Начало взрослой жизни Натальи Грязевой совпало с 90-ми прошлого века, когда вся страна переживала непростое время. От поступления в столичный вуз пришлось отказаться, но девушка успешно сдала вступительные экзамены в липецкие педагогический и политехнический институты. На семейном совете решили, что надо учиться в ЛГПИ и пойти по стопам бабушки, Клавдии Ивановны Грязевой, которая более 40 лет преподавала биологию и химию и работала завучем в сельской школе.

Так и складывалось: пятикурсница-отличница Наталья Грязева пришла работать в родную школу № 1. А после окончания вуза точные науки она стала преподавать в ГПТУ № 26, заменив ушедшую коллегу. Со временем Наталья Юрьевна сосредоточилась на методической работе, была заместителем директора по общеобразовательной подготовке и по учебно-производственной работе.

В этом статусе она трудится и сегодня в ЛИСКе, созданном на базе профессионального лицея № 21.

Есть шанс победить

— Хочется развиваться. Когда открыли региональный координационный центр WorldSkills в Липецком металлургическом колледже, мы начинали с четырех компетенций: «Малярно-декоративные работы», «Сварочные технологии», «Сухое строительство и штукатурные работы», «Облицовка плиткой». Хотя были ссузы, представившие на чемпионат только одну компетенцию, — вспоминает Наталья Юрьевна. — Через год мы добавили «Кирпичную кладку», «Графический дизайн». В этом году подготовили ребят для состязаний по компетенции «Электромонтаж». Я считаю, что все дети, которые у нас учатся, должны иметь равные возможности. Какое бы направление ребенок ни выбрал в нашем учебном заведении, у него есть шанс стать лучшим в своей профессии.

Этот шанс использовали выпускница техникума Анастасия Сатина и студент Алексей Хабаров.

Сейчас оба входят в сборную России по молярно-декоративным работам.

Недавний выпускник техникума, чемпион мира Владимир Бабошкин живет в Москве и тренерует членов сборной России по сварочным работам. Эстафету он передал своему младшему брату Василию, который тоже учится в ЛИСКе на сварщика и уже принимает участие в чемпионатах «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).

— Было время, когда будущие маляры приходили на занятия с кистями, а сварщики приносили из дома электроды. Куски металла для практики наши мастера собирали на улице, чтобы дети могли хоть что-то попробовать сварить в мастерских. По полгода людям не платили зарплату. Все это пережила наша система профессионального образования. Сейчас у нас есть возможность обновлять материальную базу за счет бюджетных средств, и дети становятся высококлассными специалистами в студенческую пору. Одновременно у нас идет курсовая профподготовка для всех желающих. Учась на электрика, студент может освоить, например, облицовку плиткой. Есть выпускники, которые строят дома с нуля под ключ. Это тоже наши реальные успехи, — говорит Наталья Грязева.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных