Ср, 08 Декабря, 2021
Липецк: -2° $ 72.60 82.26

Ностальгия по земному раю

Александра Воротынцева | 20.10.2021 06:30:57
Ностальгия по земному раю

«Майский денек», 2020 г.

Елецкий художник Андрей Дмитриев создал свой неповторимый мир, чья неброская красота контрастирует с бешеным ритмом современной жизни. Особо удаются мастеру городские пейзажи, рождающие в душе у зрителя чувство ностальгии по земному раю, безвозвратно потерянному людьми.

Андрей Дмитриев не представляет себе иной судьбы, кроме как быть художником. Своему призванию он остается верен с малых лет. «Преподаватель — это профессия, а вот художник — образ жизни», — убежден живописец.

Встреча с учителем

Андрей Дмитриев родился в 1968 году в селе Конь-Колодезь Хлевенского района. Любовь к изобразительному искусству проявилась в нем очень рано. Рисовать ему нравилось все: от различных животных до школьных плакатов на социальные темы. Талантливому самородку удалось поступить на художественно-графический факультет Липецкого педуниверситета, учеба в котором многое ему дала для творческого роста.

Первые проблески успеха Дмитриев заметил в двух пейзажных этюдах, написанных во время обучения. На одном изображалась зимняя сельская местность, на другом — улица за студенческим общежитием. Они, рассказывает Андрей Николаевич, отличались от других его ранних работ, по-другому ощущались форма и пространство. На третьем курсе начинающий художник написал маслом свой небольшой автопортрет, с которого и началось у него пристрастие к этому материалу.

— Масло — мой любимый материал, дающий художнику свободу выбора: или гладкое академическое письмо, или пастозное, — рассказывает мастер. — Я люблю писать пейзажи, сам их мотив подсказывает, какую подачу лучше использовать.

Большую роль в судьбе Дмитриева сыграл заслуженный художник России Николай Климов, с которым он познакомился в Ельце на выпускном курсе в университете. Во время создания дипломной серии этюдов «Старый город» опытный мастер давал ценные советы молодому живописцу. С этого и началась их многолетняя дружба.

— Я попал в мастерскую к настоящему художнику! — вспоминает Дмитриев. Именно Николая Климова он считает своим учителем, который помог ему найти свой собственный стиль.

— Задачи, которые ставил передо мной Николай Иванович, проживались иначе, чем те, которые я получал от прежних своих преподавателей. Он это все делал как-то по-другому.

Девять «за» и шесть «против»

В 1995 году в Москве проходила Всероссийская выставка претендентов на вступление в Союз художников. Для участия в ней нужно было презентовать серию картин, заручиться необходимой документацией, рекомендательными письмами и пройти отборочную комиссию в Липецке.

— Приехал в Москву, Покровка, 37. Захожу, смотрю — длинный коридор и толпа в нем, человек 200, — вспоминает художник. — Но волнения не было, настолько я был обескуражен увиденным. — Потом нашел список с городами и именами участников, а в нем на первом месте Липецк и моя фамилия!

Дмитриев продемонстрировал привезенную подборку картин членам комиссии, оставалось только ждать вердикта. Но здесь, признается он, его охватило сильное волнение.

— Не успел я выйти из зала, где заседала комиссия, как в ту же секунду меня пригласили обратно, — рассказал далее Андрей Николаевич. — Настолько быстро все происходило. Оказалось, что для принятия решения эксперты просто поднимают руку, после чего подсчитывается число голосов. В комиссии было 16 мэтров, девять из них проголосовали «за», а шесть — «против». Этого было достаточно для того, чтобы меня приняли в союз.

Жизнь — это вдохновение

Андрей Дмитриев преподает в Елецком колледже искусств с 2000 года. Здесь он обучает будущих художников рисунку и живописи. Он также помогает развивать таланты самых маленьких учеников, обучая их азам рисования в кружке при колледже. Искусство и работа педагогом требуют огромных затрат душевных сил.

— Да, иногда творческая энергия иссякает. Но когда смотришь на решенные задачи, успехи учеников, вновь откуда-то появляются силы, — говорит Дмитриев.

Преподавательскую работу и творчество он часто объединяет. Пленэры с учениками дают ему замечательную возможность обучать начинающих художников, одновременно создавая собственные произведения.

— Художник должен быть личностью. Не надо слепо копировать чужие манеры. Учитесь у мастеров, но делайте по-своему. С индивидуальной подачей и осмыслением, — рассуждает Андрей Николаевич. — Собственный стиль я дополняю и совершенствую по сей день.

«Никуда отсюда не уеду»

Впервые художник посетил Елец в 1986 году, когда был студентом-второкурсником. Облик и пространство города сразу же глубоко поразили его душу. Архитектура, история и люди, проживающие там, — все оказалось родным сердцу Андрея Дмитриева. Дипломную работу писал тоже в Ельце.

— На выпускном курсе пробыл я тут больше двух месяцев. Ночевал в художественной школе, у меня там была раскладушка, — улыбаясь, ностальгирует пейзажист. — Главное, было место, где спать.

Решение переехать в Елец после окончания учебы и остаться здесь жить было принято сразу.

— Я полюбил Елец. Приехал и понял, что никуда отсюда не уеду. Для меня как художника этот город — бесконечный материал для творчества, — признается Дмитриев.

На многих его работах запечатлены виды Ельца. На его полотнах расположились старинные дома, улицы и природные красоты.

— Разговор с природой — это ключевой момент написания пейзажа, — делится он. — В этом жанре нет каких-то ограничений, главное — чувствовать.

Время на написание картины варьируется от дня до нескольких лет. Некоторые моменты удается поймать сразу, а другие настолько мимолетны и зыбки, что приходится месяцами ждать их повторения: такого же света, глубины, цвета листвы и легкого дуновения ветерка.

— В пейзаже нет никаких прогнозов. Все возникает за секунды, полностью меняя энергетику и эмоции от видов, — говорит художник.

Подарок губернатору

Картинами Дмитриева можно полюбоваться во многих местах нашего региона: в Липецкой картинной галерее, музеях Ельца, Волово, Конь-Колодезя. Но его творчество знают и далеко за пределами нашего региона. Несколько работ художника хранятся в Фонде культуры России.

В 2007 году в Италии проходила выставка пейзажей российских художников, в числе которых был и Дмитриев. Его небольшой этюд был подарен губернатору области Марке.

— В мире искусства много подделок, — подытоживает Андрей Николаевич. — Чтобы научиться видеть настоящее, нужно смотреть на работы истинных мастеров: Коровина, Рублева, Васнецова. Если постоянно их созерцать, то кругозор и понимание гораздо сильнее расширятся, что позволит отличать достоверность от фальши.

Фото из архива художника

 «Елецкий уголок осени», 2019 г.

«Елецкий уголок осени», 2019 г.

 «Елецкий уголок осени», 2019 г.
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных