Пт, 03 Апреля, 2020
Липецк: +2° $ 77.73 85.74

Небо штурманов уважает

Олеся Скворцова, lazis2@list.ru | 23.02.2019 13:15:36
Небо штурманов уважает

О том, что асы Липецкого авиацентра принимают участие в Параде Победы в Москве, знают, пожалуй, все. Но далеко не каждому известно, что уже несколько лет многие пилоты берут с собой в кабины портреты защищавших Родину в Великой Отечественной войне дедов и прадедов, создавая таким образом над Красной площадью воздушное шествие «Бессмертного полка».

В этом году к акции планирует присоединиться и военный штурман 1 класса Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Минобороны России имени В.П. Чкалова Герой России подполковник Николай Шпитонков.

Коля-большой, Коля-маленький

Будущий штурман родился в 1975 году в городе Завитинск Амурской области, где его отец — также Николай Николаевич — проходил службу.

— Чтобы избежать путаницы, знакомые и родственники до сих пор называют нас Коля-большой и Коля-маленький, хотя я давно перерос отца на целую голову, — улыбается Шпитонков-младший.

Выбор профессии дался Николаю непросто. Устав от частых переездов, длительных командировок отца, сыновья порой стараются избежать такой же судьбы. Однако почетная традиция продолжать династию и мудрый совет оказались сильнее.

— В 1992 году я окончил школу в Жигулевске Самарской области, на родине родителей, — рассказывает Николай. — Отчетливо помню настроение «лихих 90-х»: мало кто хотел не то что в военное училище — в армию идти! Приоритеты молодежи определялись умением зарабатывать деньги, причем не всегда честным путем, и я чуть было не поддался влиянию сверстников. Тогда отец вызвал меня на серьезный разговор и сказал, что там, куда я смот­рю, будущего нет. Так я стал курсантом Челябинского краснознаменного высшего военного авиационного училища штурманов.

Парковые дни

Свою роль сыграли и детские впечатления. Самым ярким ранним воспоминанием Шпитонков-младший называет «парковые дни». Отец в летной форме под завистливые взгляды мальчишек почти с самого утра забирал его из детского сада и уводил с собой на аэродром. В такие дни полетов не было, вся работа шла на земле — уборка территории, осмотр самолетов, тренировки летного состава. В Приморье дома офицерского состава стояли рядом с аэродромом, и главным развлечением детей военных было забираться на плоскую крышу пятиэтажки и наблюдать за самолетами. Те пролетали так низко, что можно было рассмотреть бортовой номер. Каждый ребенок знал, когда взлетел его отец, и ждал его возвращения.

А в те дни, когда военный штурман убывал в длительные командировки, за патриотическое воспитание сына бралась мама. Николай благодарен ей, Людмиле Николаевне, за то, что она знакомила его с публикациями о героических поступках бойцов в Афганистане и разъясняла их значение.

— Только спустя годы пришло осознание того, как сложно было маме, знакомой с опасностями и рисками жизни военного не понаслышке, отпускать меня в училище. Но, видно, корни дают свое: донская казачка по происхождению, мама как никто другой понимала важность защиты своей Отчизны.

О подвигах и страхе

Именно родители стали первыми, кто узнал о том, что тогда еще помощник штурмана 455-го бомбардировочного авиаполка Шпитонков получил звезду Героя.

— Меня часто спрашивают, что значит для меня эта награда, — продолжает Николай. — Действительно, моя жизнь изменилась: я стал более ответственным и требовательным к себе. Когда осознаешь, что из тысячи Героев России более 70 процентов стали ими посмертно, стараешься в любом деле вести себя так, чтобы быть достойным награды и не посрамить их память.

В августе 2008 года авиаполк в Воронеже, в котором служил Николай, был поднят по боевой тревоге и большая группа самолетов с разных аэродромов отправилась в Моздок, откуда экипажи стартовали в Южную Осетию для участия в конфликте с Грузией. Шпитонков вспоминает, какими напряженными были первые дни. Боевые потери заставили руководство более тщательно проанализировать ситуацию: оказалось, была недооценена система ПВО противника. Устранить ее поручили экипажу летчика Владимира Сергеева и штурмана Николая Шпитонкова, с чем они успешно справились.

— Не верю тому, кто говорит, что ничего не боится, — признается Шпитонков. — Нет бесстрашных людей, есть те, кто умеет преодолевать себя. Ведь то, что происходит в воздухе, очень скоротечно — и в дуэльных ситуациях, когда ты с противником оказываешься рядом, многое зависит от того, кто быстрее среагирует. Я благодарен своим инструкторам и наставникам, в обычных плановых полетах доводившим мои умения до автоматизма.

Без юмора никуда

Еще в трудных ситуациях помогает юмор. Свежий анекдот или новая забавная история из жизни авиаторов — возможность подбодрить товарища и разрядить обстановку. Особенно если участником истории был ты сам. Шпитонков вспоминает, как сразу после боевых действий в Южной Осетии летчиков вызвали к Президенту России Дмитрию Медведеву:

— Как же в Кремль без парадной формы? Срочно звоню семье, благо дом по пути в столицу. И вот такая картина: самолеты только приземляются в Воронеже, а жены уже бегут с парадной формой, мы кидаем им свои грязные комбинезоны, в душ — и в путь. После встречи с президентом возвращаемся — опять жены бегут, меняем парадную форму на выстиранные комбинезоны. В напряженных ситуациях вспоминаю этот случай, представляя, как это выглядело со стороны, — и улыбаюсь.

Герой за партой

Признавая, что выбранная им профессия требует большой самоотдачи, Николай Шпитонков получает от нее удовольствие: опыт позволяет правильно распределить время и силы. В сложном графике службы нашлась даже возможность получить образование в Военно-воздушной академии имени Жуковского и Гагарина в Воронеже. И как подарок судьбы он рассматривает распределение в Липецкий авиа­центр.

— До этого мне дважды приходилось переучиваться здесь на новые типы самолетов, — рассказывает штурман. — И, конечно, сразу обратил внимание на слаженность летного состава, его профессионализм и умение работать единой командой, технические возможности. Не зря говорят: если взяли в Липецкий авиацентр, значит оценили тебя как профессионала. Горд служить именно здесь и учиться у коллег.

  И еще...  

Даже с интенсивным развитием навигационных систем сегодня труд штурмана не теряет своей актуальности и значимости. Прокладка маршрута, контроль за высотой, обеспечение безопасности полета, подход к цели, помощь летчику — это лишь малая часть его обязанностей. К тому же никто не застрахован от отказа техники, а в боевых условиях приходится мгновенно принимать решения, на что пока не способен ни один робот.


  

Блиц от героя

  • Полет для меня — освоение техники, исследование ее возможностей.

  • Любимые самолеты — быстрый и маневренный Су-34 и старый, но надежный Су-24 .

  • Любимая поговорка: у Бога дней много.

  • Форму поддерживаю регулярными занятиями физкультурой, часто ходим в бассейн вместе с женой и дочкой. Для полетов требуются выносливость и сила, помогают бег и занятия на турнике.


Фото Анатолия Евстропова и Николая Черкасова
 

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных