Пн, 03 Августа, 2020
Липецк: +20° $ 73.43 87.29

Не паниковать и быстро меняться

Анастасия Карташова | 24.07.2020 06:44:52
Не паниковать и быстро меняться

Как ожидается, к сентябрю потребительский рынок выйдет на докризисный уровень. Фото Геннадия Логунова

Потребительский рынок области постепенно восстанавливается после ограничений, вызванных эпидемией коронавируса. Какие произошли изменения и какие новшества ожидаются — об этом читателям «Липецкой газеты» рассказал начальник регионального управления потребительского рынка и ценовой политики Юрий Букреев.

— Юрий Сергеевич, в период самоизоляции сфере потребительского рынка пришлось оперативно перестраиваться. Какие уроки извлекли из пандемии?

— Самое главное — не поддаваться панике. Помните, как в марте люди стали скупать сахар, гречку и другие крупы? И стали тиражировать фейки о грядущем дефиците? Тогда для нас было важно успокоить покупателей и объяснить, что у нас всего в избытке. Ведь Липецкая область — один из крупнейших сельхозтоваропроизводителей России. А потому способна обеспечить не только себя, но и соседние регионы основными продуктами питания. Кроме того, в области выстроены устойчивые логистические цепочки: производитель — торговля, которые подтвердили свою прочность во время пандемии.

В пик ажиотажного спроса на гречку к нам, в управление, поступало по 300 звонков в день. За первый месяц ограничений только на «горячую линию» управления поступило 1300 обращений. Тогда как в обычное время их насчитывается не более двух де­сятков.

— Как справлялись с таким наплывом обращений?

— Было, конечно, сложно, потому что телефон не умолкал круглые сутки. Я лично ежедневно общался с каждым из руководителей крупных торговых сетей. Решения приходилось принимать быстро. Если наши сотрудники видели пустые продуктовые полки, а руководство магазина объясняло это тем, что товар где-то в пути или еще находится в распределительно-логистическом центре, то мы не ждали, пока он приедет. В случае сбоя оперативно связывались с местным производителем сахара или муки. Уже на следующий день он напрямую отгружал в нужном объеме свою продукцию частникам. Те ставили палатку рядом с магазином и начинали торговлю. Это делалось, во-первых, для того, чтобы люди не поддавались панике и ажиотажу. А во- вторых, нужно было ускорять руководство торговых сетей. Тем самым давали понять, что мы не будем от них зависеть. Есть вопросы с логистикой — тогда сахаром рядом с магазином будут торговать, пока не приедет фура со склада.

Ответственность бизнеса

— Сейчас цены в магазине нормализовались. Имбирь уже не стоит как баррель нефти, да и лимоны подешевели в пять раз. А тогда, в марте, такие «сюрпризы» липчан не радовали.

— Ну кто этот имбирь мешками скупает в нормальное время? Это же не картошка. Когда в конце марта имбирь стал стоить пять тысяч рублей, а лимоны — 500 рублей за килограмм, то никакого экономического обоснования для такого удорожания не было. Некоторые предприниматели просто захотели «навариться» на массовой панике и погреть руки. Они знали, что имбирь и лимоны не относятся к товарам, цены на которые регулируются государством. Но здесь мы применили другие рычаги воздействия.

— Какие?

— Обратились в антимонопольную службу. Ведь необоснованное повышение цен несколькими предпринимателями может рассматриваться как сговор.

— Но мы знаем и о положительных примерах, когда бизнес помогал.

— Да, в трудную минуту бизнес и власть смогли объединить усилия в решении проблем. Очень достойно проявили себя многие предприниматели, торговые сети занимались благотворительностью. К примеру, индивидуальный предприниматель Павел Сысоев безвозмездно организовал на своей базе фасовку продуктовых наборов для пенсионеров и малоимущих.

Восстановиться к сентябрю

— Как отрасль сейчас себя чувствует, когда снята большая часть ограничений?

— Пока у нас не возобновили работу в полном объеме только торговые центры. Торговля сейчас на 80 процентов открылась, начал восстанавливаться сектор непродовольственных товаров. Первые месяцы работы после снятия ограничений показывают, что потребительский рынок, по нашим прогнозам, к сентябрю уже выйдет на докризисный уровень.

— А много предпринимателей не смогут продолжить свое дело?

— Больше всего пострадал общепит и детские игровые зоны в торговых центрах. Даже сейчас мы видим, что не все кафе и рестораны открыли летние веранды. Все зависит от руководителя, насколько он самостоятелен и может ли мобильно принимать решения в этой обстановке. Ведь чтобы спасти свой бизнес, многим пришлось меняться.

Мы с первых дней стали доводить информацию до потребителей о том, кто может торговать едой на вынос, что для этого нужно сделать. И параллельно рассказывали о тех предприятиях, которые перестроились и продолжили работать. Кто-то моментально реагировал на нашу информацию. Звонили, говорили: «Включайте нас в список работающих на вынос!» Но были и такие, кто не откликнулся.

— Электронный ритейл — насколько он востребован в регионе?

— Чтобы спасти бизнес, развивать онлайн-продажи стали даже те предприниматели, которые до коронавируса об этом и не думали. И если не успевали изменить интерфейс сайта, то принимали заказы на доставку еды или товаров по телефону, через социальные сети. Такой способ торговли максимально похож на обычную и привычную розницу: покупатель может выбрать нужный товар, рассмотреть его со всех сторон по фото или видео, выб­рать нужный цвет, размер и ознакомиться с реальными отзывами покупателей. Кстати, на сайте нашего управления размещен и постоянно об­новляется реестр предприятий общественного питания, осуществляющих доставку собственной продукции.

Хорошо подросла за весну курьерская служба. На доставке зарабатывали не только студенты, но и люди зрелого возраста, а также временно оставшиеся без работы. Даже таксисты, которые терпели убытки, развозили еду в термо-­ сумках.

Ярмарки в новом формате

— Юрий Сергеевич, когда ярмарки войдут в привычный график?

— С конца апреля на ярмарках было разрешено продавать продукты питания, корма для животных, саженцы и рассаду. А с 12 июня их работу возобновили. Те ярмарки, которые не проводились в период пандемии, по согласованию с органами местного самоуправления перенесены на более поздние даты, в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки в районе. Руководители муниципалитетов самостоятельно принимают решение о том, организовывать торговлю или нет. Мы плотно работаем с ними и стараемся убедить, что нет никаких рисков. Пытаемся общими усилиями войти в тот график, который был до коронавируса, то есть проводить ярмарки каждую субботу. Тем более мы видим, как их ждут люди. Это показала областная клубничная ярмарка с ее рекордным спросом на ягоду.

— Сколько же было продано клубники?

— Если в прошлом году на двух площадках предприниматели реализовали 3,5 тонны клубники, то в этом году на пяти площадках мы продали 12 тонн. «Фрагарии» и «Агрофирме имени 15 лет Октября» даже пришлось несколько раз возвращаться на склад за ягодой, чтобы удовлетворить спрос.

— Где развернется широкая торговля в следующий раз?

— Мы готовим большую ярмарку в Ельце на День города. Хотим провести ее в новом формате, с привлечением работников культуры. Чтобы там был концерт, народные гуляния и забавы. Кстати, со следующего года мы хотим изменить наши ярмарки. Сейчас разработан новый порядок их организации, документ согласован в прокуратуре, и соответствующее постановление администрации области появится уже в августе.

Самое главное — не будет хаотичного выбора площадок. Муниципалитетам предстоит раз в год определить несколько территорий. В рамках конкурсного отбора на эти площадки выберут предпринимателей, которые займутся организацией ярмарок. Они будут предоставлять торговые места и платить фиксированную ренту муниципалитету. Сейчас городские и сельские бюджеты ничего не получают с ярмарок, что несправедливо.

Хочется, чтобы и у людей поменялось восприятие ярмарок. Они должны ассоциироваться с чем-то праздничным, радостным, а не с желто-зелеными палатками. Одним словом, изменения назрели, но покупатели их увидят только в следующем году. Пока все останется по-прежнему.

— Юрий Сергеевич, что вы пожелаете работникам торговли в канун профессионального праздника?

— Я очень благодарен работникам торговли, которым пришлось в этом году работать в непростых условиях. Понимаю, как нелегко соблюдать все санитарно-эпидемиологические меры, проводить весь день в масках и перчатках. Приходилось искать новых поставщиков, способы доставки товара, оперативно выкладывать продукты на полки магазинов в период ажиотажного спроса. Сотрудники нашего управления постоянно дежурили на телефоне «горячей линии», проводили ежедневный мониторинг в магазинах. Ра­ботники торговли справились со всеми задачами и выстояли. От души желаю всем новых профессиональных успехов, здоровья, доб­ра и благополучия! Помните, что ваш труд во многом определяет качество жизни людей, их настроение.  

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных