Чт, 09 Декабря, 2021
Липецк: -2° $ 72.60 82.26

Мы пишем в сорок первый

Анастасия Карташова | 12.08.2020 06:43:09
Мы пишем в сорок первый

Каким должен быть плакат, посвященный 75-летию Великой Победы? Чтобы случайного прохожего задело за живое, заставило остановиться и задуматься. А может, все уже давно придумано и стоит идти по известному шаблону — красные гвоздики, салют, голубь мира?  

Свой ответ на этот вопрос дали студенты и преподаватели института культуры и искусства Липецкого государственного педагогического университета.

Равнодушных не было

«Здравствуй, дорогой прадедушка Михаил! Когда у меня случаются трудности, я всегда вспоминаю, что в годы войны моим родственникам пришлось намного хуже. Думая об этом, понимаю, что счастлива жить, не зная ужасов войны, что могу творить собственную судьбу».

«Маша, возможно, тебе сейчас страшно. Ты ведь еще юная девушка и вчерашняя школьница. Пожалуйста, не бойся. Через несколько лет после твоей смерти, закончится война и жизнь измениться к лучшему. Поля засеют пшеницей и над ней будут петь птицы».

«Прадедушка Константин, столько всего произошло за то время, как тебя нет с нами. Столько всего хорошего! Давай, я расскажу тебе об этом».

Эти строки в 1941-й год, обращенные к солдатам Великой Отечественной войны, написали студенты института культуры и искусства Липецкого государственного педагогического университета. А потом из таких писем получилась коллективная работа «Мы пишем в 41-й», которая победила в номинации графического дизайна на липецком городском конкурсе «Марьины хороводы».

— Когда мы предложили студентам напи- сать в 1941-й год, практически никто не остался равнодушным к этой идее, — рассказала старший преподаватель института культуры и искусства Светлана Бондарчук. — Они адресовали письма своим прадедушкам и прабабушкам, рассказывали им о том, как изменилась страна за последние 80 лет. Некоторым было легче написать не родному человеку, а хорошо знакомому по урокам истории. Например, девчонки, не сговариваясь, написали тезкам: пионеру-герою Зине Портновой и Герою Советского Союза Зине Самсоновой, которой посвящено стихотворение Юлии Друниной. Они записали свою переписку в сети «ВКонтакте» во время работы над проектом, и это тоже графически вошло в тему «Мы пишем в 41-й».

А еще преподаватели предложили студентам, взяв за основу стихи Владимира Высоцкого и Константина Симонова, сделать плакаты, посвященные 75-летию Великой Победы. Из школьной программы и уроков литературы ребята, конечно же, знали об этих поэтах. Но нужно было взглянуть на стихотворные строфы глазами художника, сделать их частью дизайнерского решения.

Яркие образы

Прежде чем приступить к работе, студенты под руководством педагогов изучали, как менялись советские плакаты с 1941-го по 1945-й. В первые годы войны талантливые художники в самых ярких образах показывали весь ужас войны и всю бесчеловечность фашизма: «Даже сейчас, спустя много десятилетий после войны, они способны пробудить гнев, ярость, ненависть, — говорит студентка института культуры и искусства Анастасия Бутко. — Художники создавали меткий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан. С каждым шагом, приближаясь к Берлину, в плакатах все больше появляется оптимизма».

Чувства в плакатах

Яркий и оригинальный плакат получился у студентки четвертого курса института культуры и искусства Снежанны Путинцевой. Ее работа понравилась не только членам профессионального жюри, но и участникам онлайн-голосования, которое проходило в социальной сети.

— Слушала песни Высоцкого. И запомнилось его стихотворение «Песня о Земле», — говорит Снежанна. — Все чувства, вызванные песней, я решила воплотить в проекте. Пыталась сделать так, чтобы плакат передавал радость солдат-победителей.

Про дизайн говорят, что успех проекта зависит в первую очередь от хорошо продуманного замысла. Умение рисовать, знание графических компьютерных программ, конечно, тоже нужно, но это уже вторично. Именно замыслом интересна работа студентки четвертого курса Александры Романий. У нее так активно работает сам образ, что не нужно дополнять и расширять его. Выбрано очень грамотное колористическое решение — сочный контраст двух цветов. Образ моментально считывается и начинают работать эмоции. Плакат обращает зрителя к его собственной памяти и к стихотворению Владимира Высоцкого «Братские могилы».

Светлана Бондарчук, старший преподаватель института культуры и искусства ЛГПУ:

— Самое сложное в плакате, посвященном 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, — найти позитив. Ведь праздник этот на самом деле со слезами на глазах. В каждой семье есть родственники, которые не пришли с полей сражений. Все мы знаем о концлагерях, о зверствах фашистов на оккупированных территориях — это миллионы мучеников. Нельзя замалчивать историю, но праздничный плакат не должен производить гнетущего впечатления. Он должен воспитывать, но не быть назидательным.

Галина Корякина, кандидат педагогических наук, доцент ЛГПУ:

— Еще на первом курсе мы говорим своим студентам, что дизайн — это мозги, мозги и еще раз мозги. Так как определяющим является замысел, мы долго думали, какую изюминку или точку отсчета придумать для того, чтобы ребята начали разрабатывать плакаты, посвященные Великой Отечественной войне. Перелопатили много литературы. В итоге остановились на Константине Симонове и Владимире Высоцком. Их строки абсолютно современны, они не устаревают с годами и очень органично воспринимаются нынешним поколением. В каждом четверостишии — знакомые каждому человеку слова, рождающие яркие образы. Поэтому плакаты, посвященные 75-летию Победы, могут стать отправной точкой для размышлений зрителя.


Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных