Чт, 05 Августа, 2021
Липецк: +22° $ 72.67 86.71

Крутые зигзаги жизни

Александр Бойников | 21.07.2021 05:34:07
Крутые зигзаги жизни

Рисунок к рассказу Анатолия Рощупкина «Бабье лето»

Второй в этом году номер «Петровского моста» без преувеличения — особенный.

Во-первых, журнал существенно пополнил когорту своих авторов: на его страницах заявили о себе сразу восемь дебютантов, в том числе уже довольно маститых прозаиков и поэтов. Во-вторых, расширилась география публикаций: помимо Липецка, она включила в себя Орел, Чебоксары, Калининград, Сочи, Крым, Воронежскую и Самарскую области и даже Нью-Йорк.

Как привыкнуть к одиночеству?

Самым внушительным в прозаическом блоке оказался ретродетектив Сергея Юрова «Убийства на Дворянской». Появился он вместо ожидаемого продолжения помещенного в прошлом номере авантюрно-исторического романа Александра Пензенского «Улыбки уличных Джоконд» (причина — издательский выбор автора). Новый детектив Юрова, как и предыдущий («Петровский мост», 2020, № 3), выстроен по той же стремительной схеме с последующим публичным разоблачением убийцы. Сюжет, наполненный семейной враждой и спорами из-за наследства, аферами мошенников, захватывает и не отпускает почти до самого конца.

И вновь рассказы, рассказы. Основа практически их всех (что весьма интересно) извлечена из гущи самой обыкновенной жизни, поражающей при этом непредсказуемыми обстоятельствами-«сюрпризами», порой переворачивающими ее привычный уклад. Анна Харланова («Лето») повествует о трагедии маленького человека, противостоящего жестокому натиску судьбы. «Сосед» Геннадия Майорова — в наше время едва ли не экзотика, поскольку действие его происходит еще при обкомах партии. Нелюдимым визави главного героя оказывается советский чиновник, потерявший все — и положение, и семью. Бывшему строителю коммунизма максимально чужды идеалы надвигающейся «демократии», однако его позиция достойна сочувствия и понимания. Анатолий Рощупкин («Бабье лето») участливо передал переживания одинокой старой девы, которая, на излете угасающего цветения на одну ночь ощутив себя Женщиной, вынуждена вернуться к рутинной работе и эмоционально сиротливому существованию. Аркадий Мар («Глобус») погружает нас в атмосферу театрального закулисья. Его персонаж, «подхалтуривая» Дедом Морозом в новогодний вечер, неожиданно для себя сталкивается с пронзительным одиночеством ребенка, ждущего подарка, и творит для него это чудо.

Одним — века, другим лишь час

Открывший поэтическую тетрадь Андрей Новиков с подчеркнутой лиричностью воплощает в стихах смысловую и символическую многослойность бытия, связь далеких и близких времен, вечного и мгновенного: «Свое избранничество скомкав, // купируя тоску и стрессы, // С гримасой предков и потом- ков // пьешь пиво среди пляжной мессы». Отметим и образную роскошь как характерную черту его стиля.

Подборка Марины Рощиной пронизана верой и любовью к миру; ее лирическая героиня умеет радоваться внешне непритязательному, но в реальности фундаментальному: «Живу и радуюсь тому, // Что тихо и светло в дому, // Что есть родные по уму // И по биенью жил». Разве этого мало для счастья?

В стихотворениях Евгения Семичева бьется живая память о двух Отечественных войнах — 1812 и 1941—1945 годов. Истоки русского героизма поэт ищет как в истории, так и в современности. Федор Григорьев впечатляет разнообразием ритмики и экспрессивными образами, одухотворяющими природу:

Одарит омут епанчою

Подругу — зрелую Луну,

Как будто ангел со свечою

От нас уходит в глубину…

Ирина Марухина впитывает в себя очарование всего сущего и доверчиво распахивает душу: «Котенок замурлычет, поленья затрещат, // Как будто сотни белок вокруг заверещат. // Наполнит дождь корыто, лесной тропой пройду. // Душа для дум открыта, как яблоня в саду».

В традиционной рубрике «Антология двух стихотворений» Валентина Писаренко пытается изысканно ностальгировать по прошлому. Вячеслав Свиридов поэтизирует тихий семейный мирок, а строки Ирины Суриковой наполнены ожиданием любимого человека. Два стихотворения Аллы Челядиной — две частички ее внутреннего мира искренних чувств.

Равновесие на грани

Вторая тетрадь номера, как и всегда, насыщенна и многоформатна. С присущим ей сочетанием академичности и живости ведет читателя в мир искусства кисти и красок Татьяна Нечаева. Теперь в центре ее внимания — личность и полотна Евгения Сальникова, художника-универсала, одного из создателей самобытной живописной традиции.

Конечно же, журнал откликнулся специальной рубрикой на скорбную дату — 80-летие начала Великой Отечественной войны. Эпически размеренная и одновременно проникнутая лиризмом «Баллада о баянисте» Бориса Косенкова раскрывает величие и глубину настоящего русского человека, для которого нет ничего дороже любимой Родины. Валентин Баюканский публицистически размышляет о книге «Когда мы были на войне», принадлежащей перу тамбовского писателя и офицера в отставке Сергея Кочукова. Полностью разделяю мысль автора рецензии о необходимости прочтения этой книги нынешней молодежью, которой следует знать, с кем воевали их деды и прадеды, от какой участи спасли они грядущие поколения. С покоряющим интересом читается очерк Виктора Елисеева «Целесообразно наградить орденом» о Дмитрии Луговских, отважном летчике, совершившем во время войны на знаменитом легком ночном бомбардировщике «У-2» 556 боевых вылетов и умершем в госпитале в возрасте 21 года. Звание Героя Советского Союза, к которому его представили, он так и не получил по воле штабного бюрократа.

Обширен критический сегмент. Автор этих строк выступил с рецензией на поэтический сборник Михаила Маскаева «Первоснежье». Алена Воробьева разбирает достоинства книги стихов Анны Харлановой с эпатажным и интригующим названием «Стихоосетр». Валерий Румянцев масштабно и глубоко анализирует прозу Федора Ошевнева, писателя-реалиста, которого упорно не замечают столичные критические снобы.

Виктор Кузьмин в автобиографическом материале «Тропинка к Пушкину» делится личным опытом постижения его великой поэзии, а Александр Колесник обратился к нечастому и трудному жанру прозаической пейзажной зарисовки, перетекающей в эссе. Завершает номер поэт Олег Севрюков добрыми, приветливыми стихами для детей.

Рисунок Виктора Нелюбова

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных