Пт, 14 Августа, 2020
Липецк: +18° $ 73.15 85.92

Копию «Захара Ивановича» воссоздали в Лебедяни

Роман Барков | 14.07.2020 03:01:13
Копию «Захара Ивановича» воссоздали в Лебедяни

Во время торжественных мероприятий к 75-летию Великой Победы в Лебедяни по площади Ленина проехала легендарная военная «трехтонка» ЗИС-5В.

Полную копию знаменитой машины своими руками собрал ветеран-афганец Александр Пупынин, осуществив свою давнюю мечту. В середине девяностых годов он смотрел военный парад в Москве и увидел довольно не точно исполненные копии автомобилей, на которых везли участников боевых действий. Тогда и возникла мысль сделать действительно реалистичные машины.

Ради ветеранов

Вторым толчком стало знакомство с ветераном Георгием Николаевичем Шиловым, который в войну служил водителем, брал Берлин. У Александра возникла мысль — сделать копию легендарного автомобиля и посадить Шилова за руль.

Сам Пупынин исполнял интернациональный долг в Афганистане с 1983 по 1985 год. Сначала была учебка в туркменском Теджене, где Александр стал специалистом по ремонту автомобильной и бронетехники. После учебки он сразу попал в 180-й мотострелковый полк — одно из самых боевых подразделений ограниченного контингента. Так что военная тема ему была особо близка.

ЗИС-5В, или «Захар Ива­нович», как машину уважительно называли фрон­товики, во время войны постоянно упрощали. В целях экономии ставили всего одну фару, делали квадратные крылья, чтобы не штамповать круглые, снимали передние тормоза, оставляя одни задние.

Но Александр решил собрать классический вариант. Самодеятельному мастеру хотелось показать, что и в прошлом веке была очень интересная техника, которая служила верой и правдой.

Разобрал по частям ГАЗ-52

Начал он все с покупки автомобиля ГАЗ-52, который прежний владелец хотел сдать на металлолом. Разобрал весь по частям, оставил голую раму с двигателем. И стал потихоньку делать кабину. Некоторые детали должны были быть деревянными, например стойки. Александр заменил их на металлические, затем обшил деревом, чтобы внешний вид полностью соответствовал прототипу. Работа шла урывками, не каждый день, не каждый даже месяц — слишком много надо было сделать, многое найти. Делал он все сам, не по штатным чертежам, а соблюдая пропорции в размерах, доверяясь большому практическому опыту, полученному в армии, и вспоминая уроки отца.

Кстати, обращаться с инструментом его научил именно отец-инвалид, который ловко управлялся одной рукой с леркой, метчиком, придумывал новые приспособления, чтобы облегчить труд в условиях ограниченных возможностей.

Делая копию легендарного автомобиля, Алек­сандру приходилось сверяться с Интернетом, журналом «Моделист-конструктор», чтобы уточнять конфигурации отдельных деталей, а зачастую и опираясь на собственное техническое чутье и смекалку.

Он сам гнул металл, варил, подгонял кронштейны. Собирал — кто что даст, некоторые запчасти покупались.

Награда для мастера

Александр благодарен товарищам-армейцам, которые помогали словом и делом, поддерживали материально. Достаточно сказать, что сборка автомобиля заняла у него восемь лет.

К девятому мая 2020 года конструктор-любитель не успевал с покраской и мелкими недоделками, но не было бы счастья, да несчастье помогло: торжества перенесли на полтора месяца. К концу июня машина была доведена до ума.

При создании машины Пупынин выслушал немало скептических замечаний, многие говорили — зачем тебе это надо, другие крутили пальцем у виска. Спрашивали: «А тебе что за это дали?».

— Я ни у кого ничего для себя не прошу, мне ничего не надо. Когда приехал 24 июня на машзавод, дети набежали со всех сторон и облепили машину. Я видел лица людей, видел, как все радуются, и это стало для меня наградой, — рассказал Александр Пупынин.

«Лебедянские вести», фото Лебедянь.com

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных