Чт, 21 Октября, 2021
Липецк: +10° $ 71.78 83.33

Когда труд сладок

Ольга Журавлева | 06.10.2021 07:31:36
Когда труд сладок

Яна Сокольских основала компанию по продаже меда и продуктов из него. Преодолев недоверие родственников и друзей, она создала бизнес, не имея при этом никакого стартового капитала. Вместе с мужем превратили отцовскую пасеку в прибыльное дело.

Они производят из меда модные продукты: мусс, косметику, оригинальные свадебные сувениры и корпоративные подарки.

Иногда нужно обойти весь мир, чтобы понять: клад зарыт возле собственного дома. До открытия своего дела Яна Сокольских, как и многие другие, работала по найму в организациях, занимавшихся продажами и оказанием информационных услуг. Перспектив для карьерного роста не было. Начались сокращения. Стала искать новую работу и поняла, что ей ничего не подходит. Это была не та жизнь, о которой долго мечталось. И со своим тогда еще будущим мужем Павлом Яна начала искать интересные идеи для бизнеса. Первоначально хотела заняться чаем, но поняла, что нужны стартовые вложения, которых на тот момент не было.

И тут ее осенило: а как же пасека? Семья Павла уже более 30 лет занимается пчеловодством.

Яна со смехом вспоминает, как все начиналось, как они сами неумело нарисовали этикетки, распечатали и наклеили их на ведра. Стали предлагать мед коллегам по работе, разместили фото в соцсетях. Так появились первые клиенты.

Фрипсы и комплименты

Не все могут есть мед в чистом виде. Сокольских задумались об альтернативе и решили делать медовый мусс. Белый, нежный и тягучий, как нуга, в нем не чувствуются засахаренные крупицы. Для производства закупили специальное оборудование. В течение нескольких суток мед вымешивается до однородной консистенции. На его полезные свойства это никак не влияет. Рецептуру и технологию подбирали методом проб и ошибок. Готовых решений в Интернете не нашлось. Испортили десятки килограммов меда. Со временем поняли, что многое зависит от температуры, количества оборотов при перемешивании. Это тонкий процесс. Нужно соблюдать все пропорции. Важно, чтобы в продукт не попадала лишняя влага. Если добавить в мед свежие фрукты, он может испортиться. Поэтому все добавки — орехи, цедра апельсина и другие вкусности — должны быть хорошо высушены. Для безотходного производства придумали делать из апельсинов фрипсы — как чипсы, только фруктовые. Новую продукцию давали дегустировать родственникам и друзьям. Они подсказывали, что убрать или добавить.

Неожиданно для самих себя Яна и Павел развили новое направление, ставшее в их бизнесе флагманским.

— Мы видели на свадьбах, что молодожены дарят гостям небольшие подарки. И придумали идею с комплиментами в виде наших красивых баночек с медом, — рассказывает Яна. — Завели аккаунт в Инстаграме и запустили рекламу. Изначально было всего 40 подписчиков, и мы совсем не ожидали, что это так выстрелит. Первый заказ поступил с другого конца страны: невеста купила 40 баночек меда для гостей. На тот момент не было еще ни одного отзыва, но в нас поверили.

Яна успешно занималась производством косметики на основе меда — мыла, бальзамов для губ. Прошла специальное обучение. Нарасхват пошли бальзамы-уходы, в составе которых пчелиный воск и масла, хорошо залечивающие герпес. Временно это направление пришлось приостановить. Сейчас Яна сосредоточилась на воспитании маленького сына Олега.

Корпоративные презенты и подарочные наборы стали еще одним сегментом для развития семейного бизнеса. Выделяться среди всех, следить за трендами — вот цели, которые ставят перед собой Яна и Павел.

Это сейчас они организованно доставляют продукцию клиентам раз в неделю по воскресеньям. А было время, когда развозили все на общественном транспорте или брали такси.

— Первый корпоративный набор заказали к Новому году, — вспоминает Яна. — У нас тогда не было машины. Я повезла заказ автобусом в пакете. Было стыдно. Владелец компании подвез меня до остановки. Как-то уже беременная, я привозила коробку прямо на свадьбу. Были и курьезные случаи. Паша повез заказ высокопоставленному клиенту. В подъезде у него порвался пакет и банка с медом разбилась. Мне пришлось срочно привозить другую на такси. Клиент долго недоумевал, куда пропал курьер, позвонивший в домофон.

Двигатели продаж

Подарки и свадебные комп­лименты разъезжаются по всей стране и даже отправляются за границу. Двигателем розничных продаж, конечно, работает «сарафанное радио». В свою сложную беременность Яне пришлось соблюдать постельный режим. Лежа дома, она не теряла времени зря и обратила непростую ситуацию в свою пользу — создала интернет-магазин. До рождения ребенка Яна активно вела свой блог «С нуля к мечтам», что тоже привлекало клиентов.

— Я писала все честно, без прикрас, — рассказывает Яна. — Чтобы выйти в плюс, ушло не менее года.

В 2019 году Сокольских участвовали в Международной выставке Peterfood в Санкт- Петербурге. Поехать туда им предложили в Липецкой торгово-промышленной палате. Мероприятие получилось затратным, пришлось разрабатывать баннер, листовки, срочно делать сайт. Но это того стоило. Появились оптовые клиенты.

Сквозь тернии к успеху

Сокольских нашли пути, чтобы их бизнес не был сезонным, а функционировал круглый год. Где-то с февраля по октябрь — активный период свадеб, а значит, и свадебных комплиментов. Вторая часть года — время корпоративных подарков к Новому году, 23 февраля и 8 Марта. Мед для еды покупают в основном в сезон откачки, а мусс — в течение всего года.

Удивительно, но пандемия никак не повлияла на медовый бизнес.

— Мы переживали, что у нас не будут заказывать свадебные комплименты, — говорит Яна. — Но прошлый год вышел даже лучше предыдущего, чего мы совсем не ожидали. Конечно, приспосабливались к новым реалиям. Убирали дату с бирок на случай, если свадьба перенесется или не состоится. Корпоративы тоже отменяли, но подарки сотрудникам и партнерам продолжали заказывать. Очень выручила доставка. Люди боялись выходить из дома, а мы все привозили клиентам.

Конечно, бизнес — это не только успех, а еще и трудности. Но, как говорится, на кривых корнях деревья стоят крепче.

— Особенно непросто приходилось на первых порах, — делится Яна. — Мы уходили в минус, было не очень много клиентов. Мы набили много шишек при сотрудничестве с магазинами и пекарнями, куда поставляли наш мед. Бывало, что нам не отдавали деньги. Приходилось бегать и выпрашивать свое же.

Осторожный подход к делу — основная стратегия супругов. Они привыкли продумывать все на несколько шагов вперед, сначала прощупывать почву, а затем действовать, что и позволило им избежать больших провалов.

— Сейчас в тренде экологичность, и пока идет эта волна, мы будем двигаться на ней, — уверена Яна.

Липецкий мед уже оценили в Турции, Германии, США и других странах. Яна продвигает продукцию в основном через Инстаграм. Помогло и участие в конкурсе «Предприниматель года». На региональном этапе липчанка заняла первое место.

Фото Валерия Белинского, из архива семьи Сокольских

Супруг Яны Павел следит за порядком на пасеке

Супруг Яны Павел следит за порядком на пасеке

Супруг Яны Павел следит за порядком на пасеке
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных