Сб, 25 Сентября, 2021
Липецк: +10° $ 72.56 85.49

Художник третьего направления

Александр Гришаев | 08.09.2021 05:13:05
Художник третьего направления

Джильола Чинкветти

  В Доме Мастера открылась персональная выставка художника, представителя неофициального искусства СССР Виталия Грибкова.  

Виталий Грибков, можно сказать, наш земляк. Хотя художник и родился в Москве, детские годы он провел в Липецке. В доме бабушки, на родине матери — родной сестры поэта и прозаика Алексея Каменского-Липецкого. Впоследствии выпускник Строгановского училища и преподаватель МГУ часто бывал в городе металлургов. Дружил с липецким живописцем Виктором Соболевым, восхищался полотнами Виктора Сорокина. Искренне интересовался творчеством Ольги Буевой и Сергея Бугровского, которые не раз бывали в его московской квартире. С малой родины привозили гостинцы — липецкие помидоры. Их Грибков очень любил, называя «райскими яблоками».

При этом персональная выставка Виталия Грибкова в Липецке открылась после его смерти. Инициатором вернисажа памяти живописца «Мы жили в одном времени» стала муза и вдова художника, которая привезла для экспонирования больше трех десятков работ супруга.

Неклассический «шестидесятник»

Грибкова причисляют к числу художников так называемого «третьего направления», балансировавшего между официальным искусством и андеграундом. Он «шестидесятник», но далекий от классического «шестидесятничества». Как и для многих творческих личностей, те годы были для него временем свободы и открытости миру. Но при этом Грибков признавался, что ощущение свободы — кажущееся, и идеология, стереотипы, через которые трудно переступить, сохранялись. Возможно, это определило творческий путь художника: от известного авангардного интеллектуала до «чистого» живописца, намеренно отказавшегося от условного языка концептуальных экспериментов.

В 1965 году он создал объединение «Фикция», куда вошли молодые художники и музыканты, которым были близки эстетические воззрения, провозглашенные в начале прошлого века «Группой-13». Условность изображения, нет задачи объема и ориентация на исключительно творческий акт и поиск связи с жизнью. Спустя десять лет Грибков начинает издавать журнал «Метка по новой живописи» — единственный орган московского «самиздата», посвященный живописи и ее теории. Здесь получивший фундаментальное академическое образование в Строгановском училище и обладающий универсальными знаниями философии художник проявил себя оригинальным тео- ретиком.

Киноман и ценитель красоты

В собственной, отталкивающейся от Анри Матисса и Михаила Ларионова, манере, стараясь из разных цветовых пятен создать гармонию, Грибков пишет портреты родных и друзей. Известность же приносит цикл портретов кинодив: Элизабет Херли, Мерилин Монро, Катрин Спаак.

— На вопрос: зачем вы пишете западных актрис, художник отвечал: «Я киноман, пишу для себя», — говорит заведующая филиалом Липецкого областного краеведческого музея — Художественный музей имени Виктора Сорокина — Дом Мастера Надежда Шаршакова.

— Художник действительно был очарован их красотой, и женщины на его картинах загадочны и сексуальны. Работал Грибков и в стиле «ню», умея точно и тонко передать «аромат женщины». Серия работ «Актрисы» стала необычайно востребованной, и большинство портретов осело в частных коллекциях.

Еще одним направлением творчества художника, причислявшего себя к плеяде вечных экспериментаторов и свое- образному «незамеченному поколению», стал пейзаж. Запечатленные им образы природы замечательно передают красоту и эмоциональную выразительность самого простого, будничного и заставляют вспомнить пейзажи липецкого мастера Виктора Сорокина. Кстати, на одной из представленных на выставке в Доме Мастера картин, написанной в 1962-м в Липецке, — пейзаж с местной телевизионной башней.

Виталий Грибков умер в 2019 году на 84-м году жизни. В прошлом году урну с его прахом захоронили на Преображенском кладбище Липецка, рядом с могилой матери. Таким было завещание художника: вернуться в город своего детства и юности.

Друг Есенина

Поэт и писатель Алексей Каменский родился 20 февраля 1887 года в Липецке. Его отец — выходец из крестьян, заслужил титул «Личный почетный гражданин Липецка», занявшись литературной деятельностью, сын взял псевдоним по названию родного города.

В 1906 году в местной типографии был напечатан его первый сборник стихов «Начало». В 1909 году Алексей уехал в Петербург, где литературная деятельность стала его основным занятием. Перед революцией 1917 года писатель вернулся в Липецк и занялся просветительской работой. В 1924 году Каменский переезжает в Москву, его принимают в Союз писателей. В это время он пишет не только стихи, но и прозу.

Дарование Каменского было столь мощным, что его с удовольствием печатали столичные журналы «Нива», «Родина», «Вестник Европы». Сергей Есенин считал липчанина своим другом и гордился, что их публикации соседствовали в одних сборниках. Последние годы жизни Алексей Владимирович занимался живописью. Альбомы его рисунков хранятся в областном краеведческом музее.

Группа «Мухомор»

Творческую династию Каменских продолжил племянник Виталия Грибкова художник Алексей Каменский — член одной из знаменитых арт-групп советского андеграунда «Мухомор». Она существовала с 1978 по 1984 год и получила известность благодаря перформансам.

На много лет опередили мистификации Сергея Курехина акции типа открытого письма Маргарет Тэтчер с требованием освободить Мальдивские («Мухоморские») острова или походе на Ясную Поляну «в образах Льва Толстого».

Пика известности группа достигла после выпуска в 1982 году магнитоальбома в стиле квазирок «Золотой диск» с абсурдными текстами, наложенными на коллажи из песен западной и советской эстрады, оказавшего позднее влияние на творчество Егора Летова. Александр Кушнир включил «Золотой диск» в книгу «100 магнитоальбомов советского рока».

Фото автора и из архива ЛОКМ

Автопортрет

Автопортрет

Алексей Каменский (первый слева)

Алексей Каменский (первый слева)

Автопортрет Алексей Каменский (первый слева)
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных