Чт, 21 Октября, 2021
Липецк: +10° $ 71.78 83.33

Картины на бересте

Марина Полякова | 15.09.2021 06:48:47
Картины на бересте

Татьяна Соколова уверяет, что работа с берестой улучшает настроение. Фото Ольги Беляковой

Увлечение росписью на бересте для липчанки Татьяны Соколовой как любовь с первого взгляда. Долгие годы художница занималась лаковой миниатюрой, а теперь создает атмосферные картины на основе природного материала.

Каждая ее работа наполнена любовью к малой родине. Произведения липецкого мастера есть в частных коллекциях по всему миру. Особенно картины с видами русской глубинки любят эмигранты.

Береза на Руси во все времена считалась деревом особенным: символом нашей Родины, семейной берегиней. Ее ценили не только за красоту, считалось, что дерево обладает большой целебной силой. Из верхнего слоя коры делали предметы домашней утвари, обувь, украшения (ободки, пояски, браслеты, обереги). Она утепляла дома, лечила, порой даже кормила. А еще была письменным материалом на Руси в XI—XV веках. Берестяные грамоты стали бесценными историческими документами. С березой связано множество славянских обрядов и традиций. Вероятно, именно поэтому мощная энергетика дерева так притягивает народных мастеров и художников.

Зов предков

Татьяна Соколова не только сама создает фактурные картины на бересте, но и обучает этому детей. Сейчас она руководит объединением «Гармония», которое относится к Дому детского творчества «Городской» имени С.А. Шмакова. У педагога более 40 воспитанников, которые по примеру мастера вкладывают в свои работы частичку души.

Татьяна выросла в селе Никольское Липецкого района, на земле своих предков, и с детства не расставалась с карандашом и кистью. Художественный вкус они с сестрой Ниной, которая так же преподает детям изобразительное искусство, впитали от отца Алексея Семеновича Королькова. Инженер по профессии, в часы досуга он пишет картины и стихи для семейной аудитории.

— Тяга к творчеству нам, видимо, передалась от предков по отцу. Прадеды и прабабушки Корольковы занимались гончарным ремеслом. Мужчины лепили керамические изделия, а женщины их расписывали. Бывало, работаем с семьей в огороде, а я отпрошусь ненадолго и убегаю делать сельские зарисовки. Неподалеку паслись лошади, очень любила их рисовать. И до сих пор мои любимые сюжеты — это виды родной природы, православные храмы, кони, — рассказывает Татьяна.

Баланс между спортом и творчеством

Мама будущей художницы удивлялась, как непоседливая дочь, серьезно занимавшаяся лыжными гонками, могла на долгое время углубляться в рисование.

— В старших классах я колебалась, какую профессию выбрать. Занимаясь лыжными гонками, я стала кандидатом в мастера спорта. Но душа стремилась к творчеству. Поэтому после школы поступила на курсы художников-оформителей, а со временем с отличием окончила и художественно-графический факультет ЛГПУ. При этом спорт никогда не бросала, мы с мужем любим волейбол, настольный теннис, бегаем на лыжах. Детское объединение я назвала «Гармонией», потому что считаю, в личности должны быть сбалансированы физическое, духовно-нравственное и эстетическое состояние, — поясняет педагог.

Перед тем как начать преподавать, Татьяна несколько лет занималась росписью дымковской игрушки, а затем и лаковой миниатюрной живописью, писала иконы. Мастер рассказывает, что в 2000-е эту продукцию охотно покупали иностранцы.

— Многие тогда делали эти вещи на поток, порой настоящие народные мастера даже обижались на ремесленников. Но я в каждую свою вещь вкладывала душу, корпела над ней, все мои работы были авторскими. Этому теперь учу и ребят: изучать материал, соблюдать традиции, — поясняет педагог.

В учебном комбинате Татьяна освоила также иконопись. Это художественное направление подтолкнуло к вере.

— Я росла в православной семье, в доме всегда висели иконы. Мои бабушки и дедушки были людьми воцерковленными. Даже в советское время носили крестики. А когда я начала изучать иконопись, то сама прониклась верой и тоже пришла в храм. Чтобы по-настоящему писать иконы, нужно и пост соблюдать, и к Богу обращаться за помощью. С молитвой любая работа ладится, всегда приходит вдохновение, — поясняет мастер.

Благодаря вере началась и педагогическая практика Татьяны Алексеевны. Она привела в воскресную школу своих детей, а затем и сама стала там преподавать, обучать ребят мастерству.

Как рождаются сюжеты

Татьяна Соколова — человек разносторонний, помимо творчества и занятий спортом она увлекается разведением растений. Долгие годы занималась цветочным бизнесом. Но эти интересы затмило увлечение берестой.

— Однажды в гостях у сестры я увидела картину, созданную Еленой Бородиной. На бересте был нарисован храм. У меня просто дух захватило от такой красоты, будто молнией ударило. Это была любовь с первого взгляда! Я попросила сестру познакомить с художницей, взяла мастер-класс. Дальше уже стала развиваться в этом направлении, изучать, читать, знакомиться с другими мастерами. Постоянно участвую в различных ярмарках, выставках, фестивалях, — поясняет Татьяна.

В отличие от лаковой миниатюры работа с берестой это не очень затратный процесс, да еще и экологически чистый, полезный для здоровья. Здесь не требуется дорогих материалов, достаточно подручных средств, а выходят настоящие шедевры, которые волнуют душу.

— Материал собираю с упавших берез в лесах и парках. Ни одно растущее дерево при создании моих картин не пострадало! Мы с ребятами даем березкам вторую жизнь, — отмечает Татьяна.

Собирать бересту можно с ранней весны до первых заморозков. Но есть и особенности в сборе материала. Только что упавшие деревья не годятся, срезать с них кору очень сложно. Для сбора бересты подходит дерево, которое полежало год-два.

— Кора как будто дышит и легко отходит. Ножом я вырезаю полотна разных размеров и снимаю их. Далее нужно очистить их от грязи и пыли, лучше прямо на месте. Когда береста готова к работе, для жесткости закрепляю ее на картоне. Желательно сразу вставить в рамку, так легче выстроить композицию рисунка, — раскрывает она секреты мастерства.

Художница поясняет, что сюжеты рождаются уже в процессе работы в зависимости от фактуры бересты. Березка сама подсказывает их.

— Рисую то, что ассоциируется с моей малой родиной — пейзажи, православные храмы, животных и птиц: лошадей, оленей, сов, соколов, — рассказывает Татьяна.

Главное — спокойствие

По словам педагога, рисовать на бересте несложно. Если есть навыки изобразительного искусства, то получится с первого раза. Так, на мастер-классах участники сразу могут создать картину.

По фактуре материала береста напоминает картон. Сначала делается набросок карандашом, потом добавляются краски — акварель, гуашь, темпера.

— Главное, в период работы — внутреннее спокойствие. Береста нервных не любит! Считается, что береза вбирает в себя отрицательную энергетику, — отмечает художница.

Несмотря на то, что детям она преподает и другие направления изобразительного искусства, большинство ребят тянутся именно к бересте.

— Видят результат и вдохновляются. Летом я работала в лагере «Елочка» с детьми-сиротами с ограниченными возможностями здоровья. Многие отказываются заниматься чем-то другим, кроме бересты, есть в ней какая-то особая притягательность, успокаивающая и вдохновляющая ребят, — отмечает педагог.

Большую роль играет и поддержка семьи. Супруг Сергей — инженер, но у него отличный художественный вкус. Он часто подсказывает жене, как развить сюжеты, помогает добывать бересту. Хорошо рисуют и дети Татьяны.  

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных