Вт, 22 Июня, 2021
Липецк: +26° $ 72.22 85.99

Картина размером с жизнь

Олеся Азарова | 26.05.2021 07:02:33
Картина размером с жизнь

Порой художник творит пару раз в неделю, а порой работает несколько дней подряд с небольшими перерывами на сон

Уже три года Ренан Вико пишет необычную картину. Прямо в своей квартире 92-летний художник с помощью кистей и гуаши воссоздает день города Липецка на огромном полотне.

За последние несколько лет небольшая спальня Ренана Емельяновича превратилась в мастерскую. Рядом с кроватью по всей стене он растянул холст в два с лишним метра в высоту и пять в ширину. На таком огромном полотне художник пытается изобразить трудовой день липчан.

На нем соседствуют сталевары с НЛМК и труженицы села, молодежь и современные управленцы. Все они трудятся, чтобы сделать родной город лучше. Картина как бы собрана по кусочкам, о чем говорят многочисленные эскизы с персонажами, разложенные по комнате.

Спальня стала мастерской

Вико считает, что самый трудный процесс в создании картины — подготовка. Важно смастерить подрамник, правильно натянуть, качественно загрунтовать, а самое главное — графически перенести на полотно наброски с эскизов. Этот этап уже позади. 92-летний художник близок к завершению картины, но признается: пока не понял, что произведение закончено.

— Порой приходится переписывать. Бывает, ночью приходит осознание, что цветовая гамма не вписывается в общий образ картины. Тогда не жду утра, встаю и переделываю, — говорит липчанин.

Свою работу художник начинает в шесть утра. Армейская привычка помогает писать продуктивно. Ренан Емельянович признается, что трудится над картиной не каждый день: руки подчиняются только тогда, когда есть настроение и понимание, как улучшить произведение. Творческие «наплывы» непредсказуемы. Порой художник творит пару раз в неделю, а порой работает несколько дней подряд с небольшими перерывами на сон.

— На такую масштабную тему нельзя «размышлять» в маленьком формате. Если бы написал небольшую картину, зритель бы прошел мимо, не составив никакого впечатления о ней, — уверен Вико. — Будучи студентом, я восхищался произведениями Репина, Сурикова, Верещагина. Их монументальность — крючок для мыслей тех, кто хоть как-то обратил взор на картину. Этим приемом пользуюсь и я.

«День города Липецка» — это не первая масштабная работа Ренана Емельяновича. На предыдущие два холста художник потратил около восьми лет. Картины, посвященные Михаилу Кутузову и Александру Невскому, уже украшают зал городского Совета депутатов. Нынешняя масштабная работа отправится туда же.

Транспортировать огромное полотно из квартиры непросто, но у художника уже есть опыт. Ренан Вико заранее сделал разборный подрамник, чтобы картину можно было пронести через дверные проемы, а сам холст даже снимать не придется. Его аккуратно сложат, как книгу, для перевозки в пункт назначения. Конечно, есть риск, что краска потрескается, но мастер уверен в своей работе.

Спасательные «ковры»

Ренан Вико часто вспоминает прожитые годы. Когда началась Великая Отечественная война, он был еще школьником и занимался в художественной школе. Эта новость глубоко взволновала семью, жившую тогда в Бузулуке Оренбургской области. На фронт родителей не призвали, так как отец работал на электрической подстанции, обеспечивая город энергией, а мать руководила гужевыми повозками. На войну проводили двух старших братьев художника, которые так и не вернулись с фронта.

— Мать была потрясена, когда боевой товарищ старшего брата принес похоронку. Я верил и не верил одновременно, что брата больше нет. Чтобы хоть как-то помочь родным справиться с горем, начал продавать «ковры», — рассказывает Ренан Емельянович.

Тогда в семье не хватало хлеба, что уж говорить о красках. Семиклассник заимствовал порошки у знакомого иконописца, натягивал на подрамник старые простыни, разводил мел с олифой для грунтования и начинал творить. Изображенных на «коврах» лебедей, кувшинок и амурчиков покупали у Вико за бесценок на местном рынке. То ли действительно видели талант подростка, то ли из сострадания к мальчугану, который так пытался помочь близким. Вырученные копейки шли в семью.

— В особо тяжелые времена приходилось добывать еду в полях и даже на чужих огородах, — с горечью вспоминает Ренан Емельянович. — Воровали картошку в близлежащих деревнях — у своих соседей красть же не будешь. Когда хотелось мяса, уходили с друзьями в степи, вооружившись ведрами с водой и дрынами. Там заливали норки сусликов, выжидая легкой добычи. Мороз по коже бежал от содеянного, но чувство голода было сильнее. С такой охоты приносил по пять-шесть сусликов. Мама хоть и не поощряла убийство животных, но сразу же принималась готовить обед. Даже суслики в войну казались лакомством.

На сборы дали неделю

Уже в то время Ренан Вико не расставался с карандашом и ручкой, при любой возможности старался запечатлеть момент. Особенно интересовала военная тема. Бузулук был тыловым промышленным городом, тут же располагалось несколько эвакуационных госпиталей. На всех раненых мест не хватало, поэтому семьи выхаживали их в собственных домах. Мама художника привечала двух-трех солдат. Их портреты и писал начинающий мастер, отправляя работы в московский заочный народный университет искусств. Рецензии на свои картины он ждал не менее сильно, чем окончания войны. И вслед за долгожданным событием, которому радовались миллионы людей, Ренану Вико пришел вызов на экзамены сразу в два художественных училища: в Москву и Ташкент. Голодные послевоенные годы и попавшаяся на глаза книга Александра Неверова «Ташкент — город хлебный» сделали свое дело. Мама посоветовала Ренану отправиться на учебу в Узбекистан. Там же прожил он более полувека, получив признание своего творчества.

— В Липецк попал волей случая. В девяностых Узбекистан взял курс на дискриминацию русского языка. Говоришь на русском? Поезжай в Россию. Так поступили и со мной, — вспоминает Вико.

На сборы заслуженному работнику культуры дали неделю. Ехать в Москву Ренан Емельянович снова не захотел и отправился в провинцию к родственнику. Так, художник и несколько грузовых контейнеров с произведениями искусства оказались в Липецкой области. Талантливый живописец сразу нашел работу в техническом университете: стал преподавать, а заодно и писать картины для полюбившегося вуза.

Его работы и сейчас украшают многие аудитории ЛГТУ. Хотя Ренан Емельянович уже ушел на заслуженный отдых, его не перестают приглашать на мероприятия и встречи со студентами. Молодежь восхищается работами Вико, приходя в гости к пожилому художнику. Липчанин признается, что деньги, слава — это второстепенное. Главное, что его труд уважают. Такая плата за творчество мотивирует художника творить и в 92 года.

Фото Сергея Авилова

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных