Чт, 09 Декабря, 2021
Липецк: -2° $ 72.60 82.26

Кандидаты на вылет

Евгений Багдасаров, Елена Еремина | 17.11.2021 07:22:38
Кандидаты на вылет

В кризисных реалиях люди ориентируются больше на практичность и безопасность, нежели на красоту

Разнообразие модельного ряда автомобилей за семь лет с 2014 по 2021 год сократилось на треть, рынок недосчитался 143 моделей. Несмотря на появление новых игроков и возвращение некоторых брендов, выбор у российских покупателей сократился. Это касается не только марок и моделей, но и кузовов.

По данным аналитического агентства «Автостат», на сегодняшний день количество моделей впервые за семь лет опустилось ниже 300. Больше всего пострадали американские бренды (число их моделей сократилось на 65 процентов). В этом году они представлены 14 моделями, а семь лет назад их было 40. Ощутимо просели и японские производители, потеряв 41 модель — минус 43 процента. В абсолютном исчислении больше всего (61 модель) потеряли европейцы, хотя в процентном соотношении это составило лишь 30 процентов. Российские, корейские и китайские производители потеряли от двух до десяти моделей.

Почему они уходят

Основная причина сокращения модельных рядов — снижение объемов продаж более чем на 30 процентов. Россияне стали покупать меньше машин, поэтому производители делают ставку на те модели, которые пользуются спросом. Особенно это касается автомобилей, поставляемых из-за рубежа. Например, Renault отказалась от большой имиджевой модели Koleos и сосредоточилась на максимально унифицированных кроссоверах российского производства: Duster, Arkana, Kaptur.

— Сужение модельных рядов автопроизводителей продиктовано, в числе прочих, двумя факторами. Первый — постепенное, но планомерное увеличение утилизационного сбора, сказавшееся в первую очередь на импортных моделях в бюджетном и среднем сегментах. Второй — политика государства, направленная на поддержание и стимулирование внутреннего производства. Льготы, компенсации сборов, участие в госпрограммах — все это доступно в подавляющем большинстве случаев тем производителям, которые инвестировали в заводы в РФ, — комментирует независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев.

Приключения янки в России

Есть и еще одна причина ухода брендов — неправильно построенная тактика развития. Яркий пример — Ford, который ушел из легкового сегмента авторынка РФ, оставив только коммерческие модели. Популярный Focus на момент ухода был значительно дороже предыдущих поколений той же модели.

Небольшая Fiesta и кроссовер EcoSport также не снискали популярности. Вопреки ожиданиям потребителя, Ford поднял цены, что повлекло массовые отказы от покупки моделей бренда и потерю госконтрактов. Впрочем, в компании подумывают вернуть на российский рынок внедорожники.

Уход Chevrolet и Opel был в большой мере политическим шагом General Motors, первая марка отказалась от массовых моделей, а вторая полностью прекратила продажи. Только через несколько лет они снова начали проявлять активность на российском рынке. Их модельный ряд серьезно изменился, а Opel еще и перешла под крыло концерна Stellantis.

«Сегодня в России бренд Opel представлен уже шестью моделями: Grandland, Crossland, Combo Cargo (фургон), Combo Life (компактвэн), Zafira Life (микроавтобус) и Vivaro (фургон), последние четыре модели производятся локально на заводе «ПСМА Рус» в Калуге, там же налажена серийная сборка дизельных двигателей, устанавливаемых на локально производимые автомобили. В IV квартале 2021 года начнется экспорт коммерческого фургона Vivaro из России в страны Европы, в частности в Германию», — сообщили в пресс-службе Opel.

Chevrolet, помимо американских марок, представляет под своим брендом недорогие модели узбекской сборки, а также привезла новый кроссовер TrailBlazer, который, по словам дилеров, был очень тепло принят публикой.

Кроссоверы вытесняют всех

Уход «Фокуса» ознаменовал закат некогда популярных седанов и хетчбэков C-класса. Практически вымерли универсалы и минивэны. По данным «Автостата», доля проданных кроссоверов в России за 9 месяцев 2021 года составила ровно половину от общего количества автомобилей. Повальное мировое увлечение кроссоверами не дает ни единого шанса на расширение ассортимента брендам, которые хотят остаться на рынке.

Nissan сделала ставку на кроссоверы, и теперь у нее осталось только четыре модели. Mitsubishi также отказалась от седанов и перешла полностью на кроссоверы. У Mazda остался один седан, но суммарно поклонникам марки доступно всего три модели, а Honda предлагает выбор и вовсе из двух. И только корейские автопроизводители по-прежнему предлагают разнообразие.

По словам главного редактора журнала «За Рулем» Максима Кадакова, люди сейчас выбирают не эмоциями, а рассудком, поэтому и останавливаются на практичных внедорожниках.

«Большинству брендов невыгодно привозить в Россию нечто отличное от привычного компакт-кроссовера, так как они рискуют потерять аудиторию. В кризисных реалиях люди ориентируются больше на практичность и безо­пасность, нежели на красоту», — комментирует Кадаков.

Также сильно изменилась ситуация и в сегменте китайских марок. Haval стал самым популярным брендом из КНР и вернул на российский рынок пикапы под маркой Great Wall. Покинули Россию Haima, BYD, Hawtai, Zotye, прекратил поставки Foton. Оставшиеся убрали лишние модели и сконцентрировались только на сегменте внедорожников — это отчетливо видно на примере Chery, Haval, Geely и Changan.

Дефицит тоже виноват

Кризис полупроводников продолжается, неся с собой повышение цен и финансовые проблемы. Это значит, что скоро мы заметим очередные потери среди брендов и моделей. Mazda уже приостановила поставки кроссовера CX-30, и пока неизвестно, вернется ли эта модель. Рынок покинет и стильный спорт-универсал Kia Proceed. Раньше эту модель выбирали пять процентов покупателей Ceed, сейчас — всего три процента. В пресс-службе компании пояснили, что вынуждены урезать линейку моделей, чтобы сократить сроки ожидания автомобилей.

«В нынешней ситуации, с учетом глобальных проблем с полупроводниками и фактическим провалом импортозамещения в автомобильной отрасли по целевой локализации сырья и компонентов, нас в ближайший год ожидают дальнейшее повышение цен и дефицит машин», — комментирует Сергей Бургазлиев.

Кто на очереди

В 2022 году в России прекратятся продажи автомобилей Honda. Японский автопроизводитель предупредил поклонников бренда об этом за год. Уход с рынка в компании объясняют оптимизацией процессов и недостаточными продажами в нашей стране.

Не исключено, что придется позабыть и марку Lifan. Бывший лидер среди китайских брендов в России сейчас банкрот и находится в срочном поиске инвесторов. Самым серьезным ударом для китайского автопроизводителя стал коронакризис — в первой половине 2020 года чистый убыток Lifan составил 2,6 миллиарда юаней.

«По всей видимости, процесс сокращения модельных рядов продолжится, так как нет предпосылок к тому, что российский рынок может вернуться к докризисному уровню, когда ежегодно продавалось по 2  2,5 миллиона новых машин (вместо 1,5  1,6 миллиона сегодня). Более того, негативное воздействие на рынок оказывает и глобальный дефицит полупроводников в автопроме, который может затянуться на длительный срок», — прокомментировали в пресс-службе «Автостата».

Фото ТАСС/ Михаил Джапаридзе

Подготовлено в рамках совместного проекта «Известий» и «Липецкой газеты»

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных