Сб, 08 Мая, 2021
Липецк: +12° $ 74.14 89.51

Как я чуть не стала жертвой мошенников

Анастасия Карташова | 28.04.2021 07:20:00
Как я чуть не стала жертвой мошенников

Рисунок Александра Затонских

Никогда не думала, что клюну на удочку злоумышленников, полагая, что хорошо знакома с их способами обмана. Однако этой весной аферисты вынудили взять кредит почти в миллион рублей и чуть было не украли все деньги.  

Все случилось в пятницу после обеда. С номера 900 мне позвонила девушка, представившаяся сотрудницей службы безопасности Сбербанка.

Неожиданный звонок

Она огорошила меня неожиданным вопросом: «Анастасия Александровна, вы совершали попытку перевода суммы в размере семи тысяч рублей на карту «Альфабанка» жителя Уфы Николая У.?». «Нет», — ответила я и попросила заблокировать перевод. После нескольких уточняющих вопросов мне сказали, что подозрительная операция приостановлена и с моими деньгами на карте все в порядке.

Поблагодарив, я повесила трубку. Но не успела перевести дыхание и собраться с мыслями, как буквально через пару минут телефон снова зазвонил. На входящий номер я тогда не посмотрела. А надо бы. Потому что он был не 900, а неизвестный, восьмизначный.

На этот раз девушка, вновь представившаяся сотрудницей службы безопасности Сбербанка, поделилась другой шокирующей новостью: житель Уфы пытается взять на мое имя потребительский кредит.

— Вы можете прямо сейчас зайти на сайте банка в свой Личный кабинет посмотреть, успел ли он совершить мошеннические действия, — предложила собеседница. — Только не вешайте трубку и не отсоединяйтесь. Мы вам обязательно поможем.

На крючке у аферистов

После этих слов я стала паниковать. Понимая, что счет идет на секунды, я подлетела к компьютеру и трясущимися руками набрала пароль от Личного кабинета. В голове как призрак мелькала мысль, что стоит, пожалуй, позвонить мужу и спросить его совета. Но как наберешь ему, когда телефон один и нельзя отключаться от службы безопасности банка? Да и времени на разговоры нет: житель Уфы на редкость проворный тип.

Пока я загружала компьютер и заходила в Личный кабинет, сотрудница службы безопасности банка не молчала, а просто засыпала меня вопросами. Ее интересовало мое семейное положение, образование, дата рождения, сумма, место и время последней покупки, как долго я являюсь клиентом Сбербанка, брала ли я раньше кредиты. И, наконец, застраховала ли я свою жизнь от несчастных случаев.

— А какое это имеет значение? — поинтересовалась я.

— Ну, всякое может случиться с человеком, — многозначительно сказала собеседница, после чего ненадолго повисла пауза.

За пять минут разговора с «сотрудницей банка» я ответила на два десятка вопросов. Голова от этого совсем пошла кругом.

Затем я вошла в Личный кабинет клиента Сбербанка и увидела, что на двух банковских картах нет движения средств. Вздохнув с облегчением, я сообщила об этом моей собеседнице.

— Это еще ни о чем не говорит. Откройте вкладку «Кредиты» и посмотрите, есть ли там ваши паспортные данные, — сказала она.

С миллионом на карте

Последовав ее совету, я с удивлением обнаружила, что там действительно заполнены несколько граф — домашний адрес, мои ФИО и паспортные данные. Вот так номер! Житель Уфы меня все-таки опередил! Уже позже я узнала, что эти графы заполняются автоматически, точно так же как на портале «Госуслуги». Ведь мы не вводим каждый раз номер страхового полиса, чтобы записаться к врачу. Умная система загружает наши данные автоматически.

— Только не волнуйтесь. У нас еще есть шанс остановить мошенника, — успокоила меня собеседница. — Нужно взять кредит первой на максимальную сумму, и тогда житель Уфы уже не сможет ничего предпринять. Второй кредит банк не выдаст.

После этих слов в голове снова возникла мысль, что неплохо бы позвонить мужу и посоветоваться с ним насчет кредита. Но, наверно, я была в состоянии транса или какого-то гипноза, и этого не сделала. В итоге я все-таки взяла потребительский кредит на 950 тысяч рублей и перевела деньги себе на карту. Хорошо, что хотя бы себе.

— Теперь нужно заблокировать ваш Личный кабинет в Сбербанке, чтобы деньги никуда не исчезли, — инструктировала мой «помощник». — Но для этого нужен ваш код безопасности. Вы его помните? Он находится в договоре с банком.

Тут я честно призналась, что кода безопасности я не помню и сомневаюсь, что он у меня вообще есть. А карту получала очень давно и найти какие-либо документы в моей квартире быстро никогда не получалось. Последний раз, к примеру, я неделю искала СНИЛС своей дочери.

— Нужно срочно ехать к банкомату на улицу Советскую, где нет лимита на снятие денег, и забирать все с карты наличкой. Такси мы вам оплатим, — сказала сотрудница банка.

Как ненормальная, я вызывала такси и в домашнем халате, надев на ноги зимние сапоги и накинув куртку, помчалась к банкомату. Но снять деньги не получилось, операция постоянно блокировалась. За моей спиной образовалась очередь, народ негодовал.

— Сейчас вам будет звонить другой сотрудник службы безо­пасности банка и станет спрашивать о кредите, — сообщил мой «помощник». — Так вы ему ничего не рассказывайте. Это тот самый человек, который передал ваши данные мошенникам, он с ними в сговоре, работает в Сбербанке и пытается замести следы. А я вам перезвоню через пять минут.

Долги удалось вернуть

В отделении банка я все рассказала и поняла, что стала жертвой мошенников. Написала заявления на возврат страховки, перевыпуск карты и поменяла код безопасности. Оказывается, у меня он был, просто им никогда не пользовалась.

На следующий день я снова пришла в банк. Его сотрудники вошли в положение и помогли погасить часть кредита. «Запертые» на заблокированной карте 840 тысяч рублей удалось перевести на другой счет. Через четыре дня мне перевели страховку в размере 110 тысяч рублей, которыми я погасила оставшуюся часть долга. Процент за пользование кредитом составил 440 рублей. Их я возместила из своего кармана. Можно сказать, что это небольшая плата за бесценный урок, который преподнесла мне жизнь.

Мнение эксперта

Мы попросили прокомментировать ситуацию заведующего сектором защиты информации отдела безопасности отделения Липецк Банка России Алексея Сергеева.

— В последнее время киберпреступники все чаще подделывают официальные телефонные номера банков, чтобы обмануть их клиентов. В этом случае они используют специальное программное обеспечение, позволяющее скрыть настоящий номер звонящего, а на телефоне человека отражается знакомый номер банка.

Мошенники хорошо знакомы с психологией, они говорят быстро и уверенно, используя профессиональные термины. Как правило, чтобы втереться в доверие, преступники обращаются к собеседнику по имени и отчеству.

Легенды могут быть разными. Например, незнакомец сообщает по телефону о том, что на ваше имя якобы оформлен кредит. Чтобы его отменить, необходимо оформить еще один кредит на такую же сумму. Совершить действия с заемными деньгами психологически проще, ведь жертву не просят расстаться со своими средствами. К сожалению, в схемах с лжекредитом люди попадают в ловушки на крупные суммы и вынуждены затем отдавать долги.

Если вас просят назвать реквизиты карты, коды и другие секретные данные, ни в коем случае их не сообщайте. Настоящий банковский сотрудник никогда не будет интересоваться такой информацией. Да, из банка могут позвонить. Например, когда вызовет сомнение платеж или перевод с вашего счета. Цель такого звонка — подтвердить или отклонить операцию. Сообщать конфиденциальную информацию вас не попросят.

Если вам поступил звонок от незнакомца, немедленно положите трубку. Лучше перезвоните в банк исключительно по номеру телефона, указанному на оборотной стороне вашей платежной карты, и уточните обо всех операциях за последнее время.

Если же с вашей карты все же списали деньги, то как можно скорее свяжитесь с банком, сообщите о мошеннических действиях и заблокируйте карту. В банковском офисе попросите выписку по счету, напишите заявление. Обратитесь в правоохранительные органы.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных