Чт, 20 Января, 2022
Липецк: -1° $ 76.33 87.02

Как вырастить изобретателя

Ольга Шкатова | 07.12.2021 08:44:16
Как вырастить изобретателя

Фото Павла Острякова

В 59-й школе Липецка уже в начальных классах педагоги учат ребят нестандартно мыслить, творчески подходить к решению различных задач. Развивать у школьников конструкторскую деятельность изобретательское мышление учителям помогает профессор ЛГПУ Вячеслав Тигров.

Проходит это необычное обучение в рамках проекта «Дети-новаторы Липецкой области». В Год науки и технологий он инициирован областной администрацией и Липецким отделением Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР), которое также возглавляет профессор Тигров.

Уникальный опыт

На очередном занятии с педагогами побывала депутат Государственной Думы РФ Татьяна Дьяконова.

— О проекте «Дети-новаторы Липецкой области» узнала летом, когда формировали предвыборную программу партии «Единая Россия». Он уникален по трем причинам. Во-первых, он учит ребенка творчески, нестандартно решать задачи. Во-вторых, используемые в проекте методики позволяют учителям проводить уроки так, как детям нравится. Когда мы впервые говорили об этом с Вячеславом Петровичем, нам пришла идея создать такую практику для учителей. Третий плюс этого проекта в том, что это практикоориентированное обучение, то есть полученные навыки можно применять здесь и сейчас. Ты можешь научиться писать книги, использовать инженерный подход в домашних условиях, а можешь создавать новые технологии для предприятий. Эти три разносторонних аспекта делают проект ценным не только для Липецкой области. В Государственной Думе на комиссии по науке и образованию, которую возглавляет Елена Владимировна Шмелева, обсуждаются подходы, которые необходимо тиражировать на всю страну. Я рада, что Липецкая область с этим проектом в числе флагманов, — сказала Татьяна Дьяконова.

Научить учителя

На занятие в 59-ю школу вместе с Вячеславом Тигровым пришли его ученики-магистранты Алина Гвоздева, Андрей Лыков, Александр Лычагин, занимающиеся в центре молодежного инновационного творчества «Перспектива», открытого в ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. Они продемонстрировали интересные опытные модели. Например, черенок лопаты, помещающийся в обычную сумку дачника, складную ученическую парту, крышку для чайника, сохраняющую тепло, прототипом для которой послужила русская печь. Теоретическую часть этих проектов выполнили школьные учителя. Главная же их задача — за время обучения разработать с использованием новых методик по три-четыре урока для каждого предмета.

— Мы заканчиваем обучение учителей начальных классов методикам активизации поиска решений творческих задач. Стремимся к тому, чтобы учителя, узнав эти методики, использовали их в своей практике для того, чтобы дети смогли по-новому мыслить, — рассказал Вячеслав Тигров. — Мы проверили эти методики в сфере технологического образования. Так, поиск аналогов, морфологический анализ и другое дали хорошие результаты в центре молодежного инновационного творчества «Новатор». Свыше 90 школьников стали изобретателями и получили патенты. 30 из них — учащиеся начальной школы.

Важно понимать, что это универсальные методики. Их можно применять на уроках русского языка, чтения, окружающего мира, а не только в области технологического образования. Самое важное в том, что, получив результат благодаря методике, дети проявляют интерес к дальнейшей творческой работе. И не важно, кем они будут: музыкантами, литераторами или историками, — в повседневной жизни они смогут применять эти умения для решения задач, которые встречаются в быту и на работе. Самое главное для нас сейчас — добиться того, чтобы учителя начальных классов изучили эти приемы и применяли их на всех уроках, объяснил профессор.

Олимпийское мышление

Тигров убежден, что при новом подходе к решению задач можно получить удивительный результат. Если уникальные, но доступные всем методики применять каждый день, то можно стать олимпийским чемпионом в области мышления. Самое сложное — заставить ученика поверить в свои силы. Но если тот получает патент на какое-то изобретение, то появляется мотивация к продолжению творческих занятий, к изобретательству.

Сегодня два десятка предприятий региона используют наработки и изобретения Вячеслава Тигрова и его учеников. На их внедрение производственники получили специальную субсидию от государства. Она может доходить до 20 миллионов рублей.

Например, для производственно-монтажной фирмы «Южный портал» ребята из «Перспективы» разработали печь, которая по теплоотдаче на порядок выше в сравнении с иностранными аналогами. Заводу светодиодной продукции «ИнтерЭкотехнологии» они предложили свой вариант защиты от попадания влаги в уличный светильник.

В рекордно короткие сроки — за два месяца — студенты получили патент на авторскую разработку в области металлообработки. По запросу завода «Профоборудование-Л» они усовершенствовали разматыватель рулонной стали.

Сегодня те, кто делает первые шаги в изобретательстве под руководством Вячеслава Тигрова, готовятся к региональному конкурсу, где представят свои наработки. Татьяна Дьяконова познакомилась с ними в ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, в студенческих мастерских здесь установлено новейшее оборудование, позволяющее решать важные технологические задачи.  

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных