Сб, 08 Мая, 2021
Липецк: +12° $ 74.14 89.51

Как увидеть «Бунина в халате»

Ольга Шкатова | 16.04.2021 05:46:54
Как увидеть «Бунина в халате»

Для режиссеров театральная лаборатория — это тоже вызов, потому что за предельно сжатые сроки нужно сочинить прообраз будущего спектакля

В елецком театре «Бенефис» прошла театральная лаборатория, посвященная творчеству Ивана Бунина. Ее итогом стали эскизы спектаклей по воспоминаниям и письмам русского классика и его произведениям «Антоновские яблоки», «Натали», «Деревня».  

В работе лаборатории участвовали четыре режиссера. Репетиции шли одновременно на нескольких площадках. Условные декорации выстраивались не только на сцене и в репетиционном зале, но и в фойе второго этажа, в буфете. Помимо актеров труппы в постановках задействовали артистов елецкого молодежного театра «Проект» под руководством Олега Климова.

Поддержали спонсоры

Как отметил начальник городского управления культуры Константин Матюхин, театральные традиции в Ельце существуют около двух веков. И «Бенефис» сегодня работает очень эффективно. Творческие встречи в формате театральных лабораторий особенно полезны как режиссерам, так и актерам, потому что и тем, и другим есть с чем сравнивать.

— Когда приезжает новый режиссер, актерское дарование может открыться с новой стороны. Театральные лаборатории преследуют именно эту цель. Это также дает возможность выстроить дальнейшее сотрудничество с постановщиком, работа с которым была особенно интересной. Возможно, в дальнейшем эскизы, которые мы увидели, будут реализованы в полноценных спектаклях, — говорит Константин Матюхин.

По словам директора театра «Бенефис» Татьяны Ореховой, такого сотворчества разных постановщиков и труппы не было уже десять лет. Собственно, и условий для этого не было. Но осенью прошлого года член экспертного совета Нацио­нальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» Александр Вислов, возглавлявший жюри фестиваля «Липецкие театральные встречи», предложил провести лабораторию по творчеству нашего земляка, нобелевского лауреата Ивана Бунина.

— Это актуально для Ельца, куда приезжает множество туристов, чтобы побывать на родине Ивана Алексеевича Бунина и постараться почувствовать атмосферу тех мест, которые он описывал в своих произведениях. Мы обратились за помощью к нашим партнерам, благотворительному фонду «Качество жизни» и предприятию «JTI-Елец» и очень благодарны им за то, что они поддержали наш проект финансово, — прокомментировала Татьяна Орехова.

Вызов для режиссера

Руководитель лаборатории, режиссер эскиза по рассказу «Антоновские яблоки», преподаватель ГИТИСа, драматург, автор изданий «Театральная жизнь», «Петербургский театральный журнал», «Письма из театра» Александр Вислов считает, что лаборатория — это не фабрика для производства шедевров, но всегда очень полезный для всех процесс.

— В течение пяти-шести дней происходит плотное погружение в репетиции с утра до вечера. Порой артисты и сами не подозревают, что способны в такой ситуации на большее, чем от них ожидают. На место привычных штампов приходит новое, и происходит «перезагрузка». Для режиссеров это тоже вызов, потому что за предельно сжатые сроки нужно сочинить прообраз будущего спектакля. Зрителям этот опыт интересен, потому что любимые артисты предстают в новом свете и происходят настоящие открытия. Это одна из целей лаборатории. Вторая — это возможность для театра познакомиться с новыми режиссерами. В Ельце побывали очень интересные режиссеры с разными творческими методами и подходами. Лабораторий очень много по стране. В основном они связаны с современной драматургией. Так исторически сложилось. Но сейчас, как мне кажется, интересны лаборатории концептуального порядка, связанные, например, с именем отечественной словесности, неожиданным направлением, подходом. Мне любопытно себя пробовать в качестве организатора таких дерзких творческих проектов. Очень важна обратная связь со зрителем. Поэтому в финале лаборатории проводится зрительское голосование, чтобы узнать, что понравилось больше и достойно того, чтобы вылиться в полноценный спектакль.

Уложиться в полчаса

Режиссер эскиза по рассказу «Натали», лауреат премии Пермского края в области культуры и искусства Денис Кожевников, служивший ранее в Архангельском театре драмы имени М.В. Ломоносова и Северодвинском драматическом театре, в Ельце работал с группой из шести человек.

— В материал взяли вкрапления из других произведений Ивана Алексеевича Бунина. На самой первой репетиции мне показалось, что удачно сложилось с распределением ролей, и я не ошибся. Я в том возрасте, когда получают удовольствие от сегодня и сейчас. Это относится и к работе. Была задача уложиться в полчаса, но и за это время можно передать суть, оттенок, эмоцию, которые автор вложил в свое произведение. Не ставил задачу удивить зрителя. Нет большего удивления, чем сама жизнь. Если нам удается быть доподлинно правдоподобными, если человек, выйдя из зала, говорит, что это про него, это и есть самое дорогое, что может быть.

Деревня в каждом из нас

Режиссер эскиза по повести «Деревня» выпускник ГИТИСа (Мастерская народного артиста РФ Иосифа Райхельгауза), обладатель Гран-при международного театрального форума «Золотой Витязь», лауреат премий имени народного артиста СССР Е.А. Евстигнеева, а также премии Министерства обороны РФ за спектакль «Молодая гвардия» по роману Александра Фадеева Владимир Кузнецов говорит, что для него Бунин многогранен.

— Для меня один Бунин — это тот, которого мы знаем по школьной программе, автор «Темных аллей». Другой — беспощадный, жесткий прозаик. Такой Бунин мне более интересен. Он вскрывает характеры, нашу жизнь, которая, к сожалению, не меняется. Почему «Деревня»? Потому что деревня до сих пор внутри нас. Россия вообще не вышла из пределов той, «темной» деревни. Ограниченность, опустошенность, ленность, бездуховность, склонность к самокопанию — все это сидит в нас глубоко. Есть попытки выйти из этого круга, но мы снова возвращаемся к этим нашим разбитым дорогам, к соломенным крышам, в отношения к Богу, женщине, семье, описанные Буниным. Если говорить об образе, то в большинстве своем мы остались в бунинской деревне. Произведение интересно тем, что автор пытается разобраться в этом, создавая образ Дурновки, у которой есть прототип в окрестностях Ельца.

Бунина надо читать

Постановки режиссера эскиза по воспоминаниям и письмам Бунина, выпускника Казанского театрального училища (2008 год. Мастерская Юноны Каревой) и Театрального института имени Б. Щукина (2013 год. Мастерская Леонида Хейфеца) Тимура Кулова высоко оценило жюри театральных фестивалей «Белая Юрта» и «Мост Дружбы».

Знакомство Тимура с липецкой землей началось с работы с государственным академическим театром драмы имени Л.Н. Толстого, где он поставил спектакль «Призрак замка Кентервиль».

— В основе эскиза книга мемуариста Александра Бахраха «Бунин в халате. По памяти, по записям». В ней жизнь писателя в оккупированной фашистами Франции. Там также есть воспоминания и о детстве, и о гимназии.

В процессе работы у меня возникло ощущение того, что Бунин постоянно бежал от чего-то гнетущего, от обстоятельств, от бездны, которая его засасывала в ничто. Это первое мое соприкосновение с Буниным. Я бы сказал, положа руку на сердце, что Бунин не нуждается ни в режиссере, ни в актерах, ни в театре. Он самодостаточен. Бунина надо читать.

Итоги работы лаборатории в театре «Бенефис» оценивала руководитель отдела культуры интернет-портала «Фонтанка.ру», автор изданий «Вечерний Петербург», «Афиша», «Театральный Петербург», арт-директор фестиваля «Театральный мост: Нева–Сайма», член экспертного совета Национальной премии и фестиваля «Золотая Маска» Жанна Зарецкая.

 

Фото Павла Острякова

Фото Павла Острякова

Фото Павла Острякова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных