Ср, 25 Мая, 2022
Липецк: +12° $ 58.89 60.90

Как рождался русский стиль

Александр Гришаев | 04.05.2022 05:51:27
Как рождался русский стиль

Красота подмосковной природы пленила многих выдающихся живописцев

В областном краеведческом музее открылась выставка, которую без всякого преувеличения можно назвать уникальной. Впервые в Липецк одновременно привезли почти полсотни произведений выдающихся русских художников: Виктора Васнецова, Василия Поленова, Ильи Репина, Валентина Серова, Михаила Нестерова и Михаила Врубеля.

Живописные полотна, предметы декоративно-прикладного искусства, мебель и керамику предоставил Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». Выставочный проект «Абрамцево. У истоков русского стиля» знакомит с творчеством художников Мамонтовского (Абрамцевского) художественного кружка. Именно это «вольное сообщество талантов» способствовало появлению и дальнейшему развитию национально-романтического направления в модерне — русского стиля.

О наиболее интересных и ценных экспонатах выставки нам рассказала заместитель директора музея-заповедника «Абрамцево» по науке Ирина Митрофанова.

Правда видения

В живописном творчестве Абрамцевского художественного кружка пейзажные работы стали преобладать с конца 1870-х годов, когда этот жанр в отечественном изобразительном искусстве еще считался второстепенным. Более 30 лет с Абрамцево был связан известный художник Михаил Нестеров. Именно здесь писал свой цикл, посвященный Преподобному Сергию Радонежскому, создавая этюды к знаменитой картине «Видение отроку Варфоломею». Мастер вспоминал: «Как-то с террасы абрамцевского дома моим глазам представилась такая русская красота: слева лесистые холмы, под ними извивается аксаковская Воря, там где-то розовеют дали, вьется дымок, а ближе капустные, малахитовые огороды. Справа золотистая роща. Кое-что изменить, добавить — и фон для «Варфоломея» такой, что лучше не придумаешь».

— В музее-заповеднике «Абрамцево» хранится одна из четырех авторских версий «Видения отроку Варфоломею», которую недавно нам с большим трудом удалось вернуть из италь­янского города Удине, где она экспонировалась, — говорит Елена Митрофанова. — Картина оказалась в числе работ, задержанных на финской границе. А в Липецк мы привезли рисунок Нестерова, на котором запечатлена речка Воря.

Живописные уголки усадьбы и окрестности Абрамцево можно увидеть на полотнах Поленова, Остроухова, Васнецова, Коровина. В созданных ими здесь лирических пейзажах и этюдах отразились те свойства русской пейзажной живописи, которые впоследствии стали называть «правдой видения» и «настроением». Эти работы передавали не только состояние природы, но и настроение художника, на которое безусловное влияние оказывала и особая атмосфера творчества и непринужденного артистизма, царившая в Мамонтовском кружке.

Памятник жизни

Главной мамонтовской постройкой стала усадебная церковь, воздвигнутая в 1881 – 1882 годах. В ее сооружении участвовали все художники кружка. Довольно быстро появилось несколько проектов.

— На выставке представлен один из первых набросков церкви, принадлежащий Василию Поленову, который имел опыт и склонность к архитектурным проектам, — рассказывает Елена Митрофанова. — Художник впервые обратился к мало использовавшейся части архитектурного наследия Древней Руси — зодчеству древнего Новгорода, прежде всего, к храму Спаса на Нередице.

Из четырех к работе был принят проект Васнецова, который дополнялся в ходе строительства, в том числе и идеями Поленова. Образ постройки Васнецова — светский и радостный, очень соответствовал тому типу небольшой усадебной церкви, которая легко вписывалась в пейзаж тенистого парка. По проектам художников выполнили интерьер храма и предметы культа.

Церковь Спаса Нерукотворного стала памятником абрамцевской жизни. Секрет ее обаяния — в стремлении передать одухотворенность древнерусской архитектуры. Небольшая церковь стала настолько значительным явлением русской культуры, что уже в XIX веке ее стремились увидеть многие деятели отечественной культуры.

Шкафчик с колонкой

Супруга Саввы Мамонтова — Елизавета Григорьевна — активно занималась благотворительностью. В Абрамцеве она открыла лечебницу и школу для обучения детей столярному делу. Позже из школы выросло художественное предприятие — Абрамцевская столярно-резчицкая мастерская.

В основе форм и орнаментов мебели мастерской — предметы русского народного искусства. Мамонтовы совершали экспедиции по регионам Центральной России и Русского Севера, собирая крестьянскую утварь. Они стремились подхватить «искусство, еще живущее в народе». Затем художники делали проекты, по которым обученные мастера создавали новые, современные изделия в национальном духе.

— Один из первых образцов, представленный в экспозиции выставки, шкафчик с колонкой, был полностью скопирован со шкафчика Костромской губернии, — говорит Ирина Митрофанова. — Следующим этапом было использование в одной вещи элементов с разных предметов и, наконец, стилизация. Изделия мастерской успешно продавались и пользовались успехом на российских и международных выставках. Многочисленные столы, стулья, полочки, «шкапики» в свое время служили и хозяевам усадьбы.

Избушка Бабы-яги

Виктор Васнецов во время пребывания в Абрамцево не только писал картины на сказочные сюжеты, но и спроектировал для детей Саввы Мамонтова необычную парковую беседку — настоящий домик Бабы-яги.

 Ее поставили в парке в 1883 году. Бревенчатый сруб избушки установлен на небольших сосновых пнях, напоминающих подклеты традиционных северных изб. Стилизованные изображения совы и летучей мыши, украшающие фронтоны избушки, позднее стали популярными декоративными мотивами в русском модерне. Конек крыши увенчали головой лошади — подобное украшение часто встречается на картинах автора «Богатырей» и «Аленушки».

Избушку на курьих ножках Васнецов запечатлел в выполненном масле одноименном эскизе. Отвлеченный затем большими заказами, он не успел написать картины на эту тему. Эскиз находился в частном собрании и был неизвестен до выставки работ художника 1948 года. Специалисты считают эскиз очень красивым по живописи. Васнецов достиг в нем захватывающей выразительности образа при крайней простоте и лаконичности изобразительных средств. Это настоящая сказка, манящая и пугающая.

Интересно, что на обратной стороне эскиза чернилами написано: «Этот эскиз «Избушка на курьих ножках» работы В.М. Васнецова удостоверяю. Ф. Тоскин 25.ХII-47». Ниже еще одна надпись: «Эта вещь «Избушка на курьих ножках» написана в конце 70-х или в самом начале 80-х годов. Я удостоверяю, что это работа моего отца В.М. Васнецова. Т. Васнецова 5.I.-48».

Керамическая «Снегурочка»

В конце 1889 года в Абрамцево оборудовали керамическую мастерскую. Позднее ее перевели в московское владение Мамонтова, сохранив в названии «Абрамцево».

Обращение к керамике для некоторых художников было лишь эпизодом. Для Михаила Врубеля оно стало ярким и значительным этапом творчества. В работе над глиной и печами проявилось одно из важных свойств дарования художника: он не видел принципиальных различий между «высоким» и декоративно-прикладным искусством.

Врубель стал и одним из создателей нового технологического метода — восстановительного обжига, придававшего изделиям особый переливающийся блеск. Появление на поверхности изделия радужных отблесков, рождающихся в результате восстановления входящих в состав глазурей окислов металлов, керамисты считали браком. Врубель же увидел в этом явлении декоративный принцип.

— За одну зиму 1899 – 1900 года в московской мастерской «Абрамцево» Врубель создал представленные на выставке скульптурные сюиты на темы оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»,— говорит Ирина Митрофанова. — Новая эстетика керамики создала особый стиль мастерской.

После 1900 года Мамонтов активно занялся архитектурной керамикой.

Его изделия украшают фасады многих домов Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Таганрога, Рыбинска. А в Ельце, по заказу купца 1-й гильдии Александра Заусайлова, сохранившейся до наших дней мозаикой Абрамцевской керамической мастерской украсили ансамбль Великокняжеского храма святых князей Михаила Тверского и Александра Невского.

Декоратор по воле случая

Еще одним увлечением в имениях Мамонтова был театр. В Москве и Абрамцеве ставили домашние спектакли по произведениям Гоголя, Островского, Аксакова, Жуковского, а также пьесы самого Саввы Ивановича. Первое театральное представление с участием художников состоялось в московском доме 31 декабря 1878 года, а на Рождество 1882 года была поставлена сказка Островского «Снегурочка» в декорациях Васнецова.

— В Липецк мы привезли выполненные художником эскизы костюмов и декораций для этого спектакля, — говорит Ирина Митрофанова. — Работа над ними была серьезным достижением Васнецова. Он взялся за оформление спектакля почти случайно, не думая «касаться театра, постановки и игры». «Писал я их, понятия не имея, как пишутся декорации, — вспоминал Васнецов. — До часу или до двух ночи, бывало, пишешь и возишь малярной кистью по холсту, разостланному на полу, и сам не знаешь, что выйдет. Поднимешь холст, а Савва Иванович уж тут, взглянет ясным соколиным оком, скажет бодро, одушевленно: «А хорошо!» Посмотришь — и впрямь как будто хорошо».

Пьеса ставилась четыре раза в московском доме Мамонтовых. Позже на основе декораций к домашнему спектаклю художник выполнил декорации к опере Римского-Корсакова в постановке Частной оперы Саввы Мамонтова. Васнецов — автор всего изобразительного решения спектакля, который стал ярким событием художественной жизни Москвы. В представлениях же вырабатывались принципы, которые впоследствии легли в основу профессионального театра, где впервые значительную роль в определении образа, смысла, идеи спектакля играл художник.

От Аксакова до Мамонтова

С середины XIX века усадьба Абрамцево была пристанищем русской интеллигенции: известных литераторов, живописцев, скульпторов, театральных деятелей. Здесь писали книги и делились новаторскими идеями, рисовали театральные декорации и создавали картины, которые сегодня хранятся в крупнейших музеях России. Серов написал в Абрамцево «Девочку с персиками», а Гоголь создавал второй том «Мертвых душ».

В 1843 году усадьбу купил писатель Сергей Аксаков. Большой любитель рыбалки и охоты, он восхищался этими местами. Здесь он написал книгу «Записки об уженье рыбы», а потом и сказку «Аленький цветочек». Аксаковы славились хлебосольством и гостеприимством. Особенно радостными для них были приезды Николая Гоголя, с которым владельца имения связывала многолетняя дружба.

Через 11 лет после смерти Аксакова, в 1870 году, Абрамцево приобрел известный меценат Савва Мамонтов. Крупный промышленник приехал сюда со своей семьей, и это были лучшие годы, которые помнит усадьба. Постройки восстановили, разбили заново сады и оранжереи. В доме стали собираться художники: Васнецов, Серов, Репин, Коровин, Врубель. Статус музея Абрамцево получило в 1918 году.

В XX столетии в Абрамцево жили и работали художники Игорь Грабарь, Петр Кончаловский, Илья Машков, скульптор Вера Мухина и многие другие представители творческих профессий. В наши дни территория Музея- заповедника «Абрамцево» занимает около 50 гектаров в Сергиево-Посадском районе Московской области и включает памятники архитектуры XVIII и XIX веков, парк и живописные окрестности реки Вори. В собрании музея более 25 тысяч экспонатов: живопись, графика, скульптура, произведения декоративно-прикладного и народного искусства, а также фотографии и архивы бывших владельцев усадьбы.

  •   Для написанного в Абрамцево портрета «Девочка с персиками» Валентину Серову позировала дочь Мамонтова — Вера.

  •   Михаил Нестеров изобразил на картине «Видение отроку Варфоломею» берег реки Вори, которая течет недалеко от Абрамцево.

  •   Расположенный на территории усадьбы пруд можно увидеть на картине Виктора Васнецова «Аленушка». На берегу того же водоема много лет спустя Андрей Тарковский снимал одну из сцен фильма «Солярис».

Выставка «Абрамцево. У истоков русского стиля» (0+) продлится в Липецком областном краеведческом музее (ул. Ленина, 25) до 17 июля 2022 года.

Фото Николая Черкасова

В.М. Васнецов и нарисовал, и построил избушку на курьих ножках

В.М. Васнецов и нарисовал, и построил избушку на курьих ножках

Один из десятков этюдов к картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

Один из десятков этюдов к картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

В.М. Васнецов. «Боярин», 1923 г.

В.М. Васнецов. «Боярин», 1923 г.

В.М. Васнецов. «Бирючи». Эскиз костюма к домашнему спектаклю «Снегурочка», 1881 г.

В.М. Васнецов. «Бирючи». Эскиз костюма к домашнему спектаклю «Снегурочка», 1881 г.

В.М. Васнецов и нарисовал, и построил избушку на курьих ножках Один из десятков этюдов к картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» В.М. Васнецов. «Боярин», 1923 г. В.М. Васнецов. «Бирючи». Эскиз костюма к домашнему спектаклю «Снегурочка», 1881 г.
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных