Ср, 12 Августа, 2020
Липецк: +18° $ 73.15 85.92

Как ловят политические соцсети

Николай Зотов | 28.04.2020 06:25:26
Как ловят политические соцсети

Во всем мире социальные сети уже давно стали важнейшим конструктором политической реальности. Твиты Дональда Трампа, алгоритмы Фейсбука и политизация контента в ТикТоке привлекают не меньше, а то и больше внимания, чем парламентские слушания, международные саммиты на высшем уровне.

Почти то же самое видим и в России. Споры между «либералами» и «почвенниками», «левыми» и «правыми» возникают даже там, где первоначально и речи не было о политике. Такая данность заставляет политические партии все глубже забрасывать сети в глубины соцсетей, надеясь поймать потенциальный электорат. Посмотрим, кому и как удается этот промысел в Липецке.

Самой популярной у политиков площадкой в Липецке является соцсеть «ВКонтакте». Группы в ней имеют все действующие в регионе политические силы — от старожилов Олимпа «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» до неофитов вроде партии «За правду». Кто-то пока ограничивается одним сообществом, посвященным партийной деятельности в целом. Кто-то освоил тактику дробления и создает страницы под конкретные проекты и даже отдельных политиков, дозревших (или убедивших себя в дозревании) до масштаба «людей и пароходов».

Второй по значимости площадкой можно было бы назвать мессенджер Телеграм, который в Липецке активно юзают коммунисты и либерал-демократы. Действующие на этой площадке силы склонны внушать себе, что их контент влияет, прежде всего, на умы элиты. Но в случае с партиями эта схема изначально сбоит. Элиты и так знают о них слишком много, поэтому ценность партийного контента в «телеге», как говорил когда-то Николай Фоменко, «такова, какова и есть, и больше никакова».

Охват и активность аудитории

На момент составления нашей выборки в основных партийных группах во «ВКонтакте» за вычетом сообществ-сателлитов состояло от 537 человек (ЛДПР) до 1722 (КПРФ). Между ними расположились «Справедливая Россия» — 805 подписчиков и «Единая Россия» — 634. При этом в сетке той же «ЕР» есть более популярные паблики, посвященные деятельности партийной приемной в регионе (1712 подписчиков) и партпроекту «Крепкая семья» (1120). А в сетке ЛДПР, например, группа общественной приемной депутатов Андрея Кочерова (областной Совет) и Александра Попова (Липецкий горсовет) — 2194 подписчика.

В соцсетях ее принято измерять лайками, репостами и комментариями. Пальма первенства по этому показателю у страницы обкома КПРФ. Ее контент в основной группе заработал 2950 лайков и собрал 510 комментариев. Головную группу ЛДПР лайкнули 1711 раз и оставили в ней 63 комментария. На странице «Единой России» подписчики оставили 1423 лайка и 46 комментариев.

О чем говорят цифры?

Наивно полагать, что они отражают вовлеченность подписчиков в задаваемую повестку. Зачастую на первый план здесь выходит психологический фактор. Например, судя по тональности комментариев в группе КПРФ, напрашивается предположение, что эта площадка представляет собой аналог советских кухонь, на которых в 60-70-е годы прошлого века собирались люди и ругали, кстати, коммунистическую власть. Просто сегодня власть, как и в фильме «Свадьба в Малиновке», поменялась, а ругать ее можно уже не только в узком кругу на кухне, но и в сетевом пространстве, при гораздо большем скоплении благодарной публики.

Второй момент, который нужно учитывать, когда речь заходит о соцсетях, — так называемые боты. Некоторые политики считают своим долгом методично формировать вокруг себя их отряды, как сказочный Урфин Джюс полчища деревянных солдат. Это помогает создавать вокруг своих идей эффект массовости и заваливать тоннами негатива конкурентов. Вот только к реальной картине общественных настроений эта деятельность не имеет никакого отношения.

И не стоит забывать, что максимум негатива и критики выгоден в первую очередь оппозиции — КПРФ и ЛДПР. Поэтому совершенно логично, что они лидируют в соцсетях, сея зерна гнева и раздора, ожидая, что они принесут им богатый урожай осенью в Единый день голосования.

Смена акцентов

Несколько лет назад европейские политологи заговорили о постепенной утрате интереса общества к классическому политическому дискурсу, выстраиваемому по водоразделу «за кого-то/против кого-то». Людей все больше интересуют не обсасывание достоинств и недостатков отдельных личностей или идеологических химер, а непосредственное участие в совершенствовании окружающего мира. Эта волна, как проникновение политики в соцсети, добралась и до Липецкой области. Политику прямого действия в разгар борьбы с коронавирусной инфекцией взяла на вооружение «Единая Россия», открывшая волонтерские штабы для помощи пожилым людям и малоимущим семьям. Добровольцы по заявкам нуждающихся липчан доставляют им продуктовые наборы и необходимые медикаменты, раздают медицинские маски, оказывают юридические консультации. Волонтеры берут шефство и над школьниками из малообеспеченных семей, помогая им осваивать обучение в режиме онлайн.

Анализ активности липчан в соцсетях показывает, что помощь в наше непростое время нужна не только людям, но и животным. К примеру, елецкая группа «Пушистый домосед», координирующая общественные усилия по спасению бездомных собак и кошек, и по количеству подписчиков, и по вовлеченности аудитории уже может дать фору многим партийным пабликам. А ведь это далеко не единственная зоозащитная группа с липецкой пропиской на просторах «ВКонтакте».

Широкий отклик в соцсетях получила и недавняя встреча мэра Липецка Евгении Уваркиной с известной в городе зоозащитницей Екатериной Бильбао. Речь, в частности, шла о возможности создания муниципального приюта для бездомных животных. И по всему видно, что тема действительно назрела. Для умных политиков это прекрасная пища для размышлений о том, в каком направлении нужно развивать свою активность.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных