Пн, 18 Октября, 2021
Липецк: +10° $ 71.78 83.33

Как Липецк приближал Победу

Тамара Милованова | 21.10.2020 05:32:32
Как Липецк приближал Победу

Липчан мобилизовали на строительство укреплений

В Государственном архиве новейшей истории Липецкой области хранятся воспоминания первого секретаря Липецкого городского комитета ВКП(б), парторга Липецкого тракторного завода Михаила Ильича Тененбаума, которые содержат интересные факты о работе руководства города и липчан в годы Великой Отечественной войны.  

Перед началом Великой Отечественной войны в Липецке жили около 80 тысяч человек — это был тихий, провинциальный город. Но 22 июня 1941 года изменилось все. Сразу же после извещения о вероломном нападении фашистов на нашу Родину было созвано бюро горкома ВКП(б). На следующий день провели партийный актив, где был рассмотрен вопрос о задачах коммунистов города в связи с переходом на работу в условиях военного времени, мобилизации всех трудящихся и населения города на выполнение военных заказов, об оказании помощи армии в разгроме врага. 4 июля 1941 года после выступления Сталина по радио был организован общегородской митинг. На Соборную площадь собралось свыше десяти тысяч человек. Выступающие клялись, что будут трудиться и сражаться с врагом не жалея сил, а если надо будет, отдать жизнь для разгрома врага. В войну прифронтовой Липецк стал городом-госпиталем, в нем работало 106 военных госпиталей. Но была и другая прифронтовая жизнь, полную картину которой как раз и дают воспоминания Михаила Тененбаума.

Под угрозой оккупации

Военное время диктовало свои условия. На предприятиях шла работа по увеличению выпуска качественной продукции, наращиванию производственных мощностей. Кроме того, фронт быстро приближался. В самый напряженный момент он находился в 60 километрах, когда в декабре 1941 года развернулись бои за Елец, и угроза оккупации Липецка стала реальностью.

Во всех жилых районах, на ведущих предприятиях города форсировано строилось жилье, объекты культурного и бытового значения. В специальных учебных заведениях города, школах ФЗО, в заводских учебных комбинатах шла усиленная подготовка квалифицированных рабочих и технических кадров.

После объявления мобилизации военнообязанных в горком ВКП(б) в военкомат поступили тысячи заявлений от коммунистов, комсомольцев, трудящихся с просьбой не медля отправить их на фронт. Около 1100 членов и кандидатов в члены партии военкоматом были направлены в военные школы, воинские части.

Все школы поселков и города, больницы, гостиница срочно ремонтировались, везде готовили реанимационные комнаты, подводили воду, электроосвещение. В короткое время намеченные здания были переоборудованы и приготовлены к приему раненых.

Вначале в городе размещались эвакогоспитали, но с приближением фронта начали размещаться фронтовые госпитали Брянского, Юго-Западного, Центрального и других фронтов. На НЛМЗ в массовом порядке отливали ручные гранаты Ф-1, противотанковые ежи, которые монтировали из старых рельс и балок. На заводе «Свободный сокол» также отливали гранаты Ф-1, 100-литровые пищевые котлы, изготавливали 82-миллиметровые минометы.

В тяжелых условиях, когда с завода были эвакуированы все станки и оборудование механического цеха, главный механик завода Ноготков вместе с оставшимися рабочими приспособили станину токарного станка и стали на нем обтачивать стволы минометов, а с помощью обычных ручных винтовых домкратов прессовать детали.

На заводе боеприпасов №  61 готовили окопные чугунные печи, их изготовили около 3000 штук, гранаты Ф-1. По заказу фронта ремонтировали танки, ковали цельносварные цепи для буксировки тяжелых танков, готовили противотанковые ежи, их сварили около 600 штук.

Сотни тысяч ручных гранат было отправлено снаряжательным заводам. Минометы отправляли в Воронеж, оставшиеся передали первой танковой бригаде под командованием Михаила Катукова .

На заводе безалкогольных напитков организовали разливку зажигательной смеси в бутылки, а в промкомбинате делали зажигательные спички большого размера и терки. Бутылками с зажигательными смесями были снабжены истребительные батальоны.

Аэродром из… кирпича

За чертой города командованием было решено построить аэродром. Для строительства взлетно-посадочной полосы требовалось большое количество цемента, которого в городе не было. Как вспоминал Тененбаум: «Мы предложили военным сделать покрытие из кирпича! После ряда экспериментов удалось на заводе силикатного кирпича получить высокопрочный с примесью колошниковой пыли (отходов доменного производства) кирпич. Завод был запущен на полный ход, и рабочие обеспечили строительство взлетной полосы кирпичом».

На этом же аэродроме были сооружены рабочими завода № 61 капониры для укрытия самолетов. Несмотря на то что пришлось эвакуировать высшую офицерскую летно-тактическую школу, руководимую полковником Вершининым, строения военного городка никогда не пустовали, а кирпичная взлетно-посадочная полоса — тем более. Здесь всегда размещались штабы авиационных дивизий, полков и других летных подразделений.

С аэродрома всю войну взлетали самолеты-истребители, бомбардировщики, отсюда же вылетали транспортные самолеты за линию фронта, в оккупированные районы доставляя с «Большой земли» партизанам боеприпасы, оружие, средства связи.

Транспортные ЛИ-2 вывозили больных раненых, комплектовали партизанские отряды новыми бойцами и коман­дирами. Эти самолеты были из полка знаменитой летчицы Валентины Гризодубовой.

Эвакуация заводов

По указанию горкома в городе и на заводах были созданы отряды народного ополчения, в короткие сроки в них было зачислено свыше десяти тысяч человек, способных носить оружие.

Из состава ополченцев создавались истребительские батальоны. Задача ополченцев — подготовка к обороне города, охрана предприятий, усиленная военная подготовка по владению оружием, метанию гранат и бутылок с зажигательной смесью по вражеским танкам, участию истребительных батальонов в операциях по уничтожению вражеских десантников и облавах в поисках диверсантов. Немалую работу провели ополченцы по контролю в ночное время за состоянием светомаскировки на заводах, в жилых домах, в учреждениях.

Особое внимание было уделено светомаскировке города и заводов. Ежегодно над городом пролетали вражеские самолеты. Уязвимым местом в ночное время была работа металлургических заводов. При выпуске из доменных печей огненно-жидкого металла, шлака, перевозке их в ковшах, разливке на разливочной машине и на шлаковом откосе образовывалось зарево, видное на много километров от завода. Большая работа была проделана по укрытию литейных дворов, желобов на печах на разливочной машине. Были изменены графики выпуска металла и шлака, старались выдавать их в светлое время суток.

Во второй половине сентября 1941 года по приказу наркома боеприпасов началась эвакуация завода № 61. Сначала отправили значительную часть скопившихся боеприпасов.

В начале октября 1941 года остановили работу литейного цеха, демонтировали и отправили все ценное оборудование, тут же прекратили работу первой и второй линии обработки изделий. Демонтировали и отправили все станки и оборудование. Эвакуацию проводили по цеховому принципу, вместе со станками выезжали рабочие и инженерно-технические специалисты цехов с тем, чтобы, приехав на место в город Касли, можно было быстро завершить монтаж и включить линии на выпуск изделий. К началу декабря в основном закончилась отправка всех станков, приспособлений, ценных материалов. Было отгружено 19 маршрутов, свыше пяти тысяч единиц технологического, энергетического, подъемно-транспортного и другого ценного оборудования.

Новолипецкий металлургический завод начал эвакуацию в сентябре 1941 года. На ТЭЦ завода работал турбогенератор в 24 тысячи киловатт. Все оборудование ТЭЦ, котельного зала, турбовоздуходувки, трансформаторы отправлялись в Челябинск. Одновременно с ТЭЦ приступили к демонтажу все цеха завода. Работающие две доменные печи на полном ходу были остановлены и залиты водой (закозлены). 12 октября 1941 года со станции Липецк был отправлен эшелон с семьями руководящих работников завода. На НЛМЗ остался директор завода Сергеев, главный инженер Капорулин, секретарь партийной организации Ягнышев. Всего на заводе осталось около 250 человек. Все они продолжали выпускать ручные гранаты Ф-1, готовить противотанковые ежи, оборонительные сооружения, заниматься военной подготовкой, охраной завода.

Прифронтовой город

В самой сложной обстановке Липецк оказался к концу 1941 года. 4 декабря фашистские войска заняли Елец. Их разведка доходила по железной дороге Елец — Липецк до моста через реку Дон.

На заводе «Свободный сокол» остановили и закозлили (охладили с расплавленной массой) обе доменные печи. Эту сложную ситуацию Михаил Тененбаум вспоминал так: «К этому времени на казарменном положении находились руководящие работники комсомола, горисполкома, заводов, учреждений. В полной боевой готовности находились также партизанские отряды и истребительные батальоны. Продолжало подготовку ополчение. В связи с приближением фронта Городской комитет обороны принял решение о строительстве вокруг города и на подступах к нему оборонительных укреплений.

2 декабря 1941 года была объявлена мобилизация всего неработающего населения, учащихся старших классов, 50 процентов служащих предприятий и учреждений по усмотрению руководителей.

В выпущенном обращении указаны причины мобилизации и сборные пункты, куда должны являться жители улиц, прикрепленные к каждому пункту, имея при себе лопаты, кирки, ломы».

Ежедневно тысячи жителей города выходили рыть противотанковые рвы. Во многих местах были использованы глубокие овраги, приведенные в надлежащее состояние. На подступах к городу было вырыто свыше 12 километров противотанковых рвов, около 60 километров окопов. В домах, где это было возможно и целесообразно, подготовили бойницы. Во многих местах из противотанковых ежей устроили баррикады. В военном городке зарыли в землю трофейные танки с замаскированными башнями, имеющими круговой обзор. Танки были взяты на авиационном полигоне.

Вокруг города было сооружено свыше 20 ДОТов. По указанию Городского комитета обороны на заводах НЛМЗ, Соколе, рудниках в короткий срок изготовлено около 1700 штук ежей, 600 из которых были установлены трудящимися завода № 61 в Донском укрепительном районе, недалеко от деревни Водопьяново, вдоль реки Дон, у железной дороги Елец — Липецк и других местах.

9 декабря город Елец был освобожден. Немецкие войска были разгромлены и уничтожены. Наше положение несколько улучшилось. Угроза захвата Липецка со стороны Ельца была ликвидирована.

В связи с близостью фронта нарком боеприпасов дал указание прекратить производство и эвакуи­ровать оборудование и рабочих в Москву на завод № 70. Несколько позже на этот завод был отозван Щеголев П.П., который работал там главным металлургом.

Липецк, вопреки современным легендам, неоднократно подвергался налетам фашистской авиации. Много раз бомбили железнодорожный мост через реку Воронеж за заводом «Свободный сокол». К счастью, мост не пострадал. Одна бомба попала в дом села Сокольское, была убита женщина, доившая корову. Несколько бомб попали в завод, где разрушили часть эстакад доменного цеха, склад химикатов. Двухсоткилограммовая бомба упала недалеко от механического цеха, врылась в землю, но не взорвалась. Такая же бомба сброшена в район швейной фабрики в городе — не взорвалась.

На дорогу к заводу ферросплавов вблизи фронтового склада попала бомба, был убит осколком идущий на завод бухгалтер. Однажды фашистский самолет, преследуя идущий от станции Грязи в Казинку железнодорожный состав, сбросил на него бомбу. Вагоны, загруженные боеприпасами, начали рваться, гореть. Бригада и машинист паровоза не растерялись под осколками снарядов, растянули состав, оставив три горящих вагона. Остальные вагоны были спасены. Дома, расположенные недалеко от железной дороги, начали гореть. Многие жители поселка прятались в подвалы домов, некоторые из них погибли.

Очень часто фашистские самолеты бомбили аэродром, находящийся за городом. Сюда сбрасывали небольшие бомбы в большом количестве. Эти бомбы взрывались недолетая до земли на один-два метра. Они были рассчитаны на поражение личного состава и повреждение самолетов, находящихся в укрытии.

Строился тракторный

На протяжении войны в Липецк продолжало поступать из прифронтовых областей запада большое количество военно­обязанных. К этому времени уже подготавливался командный состав. Всего в Липецке было сформировано восемь дивизий.

После разгрома фашистов в ходе Воронежско-Касторенской наступательной операции 25 января 1943 года был освобожден Воронеж и вся территория области.

В 1944 году состоялось заседание коллегии Наркомсредмаша, где рассматривался вопрос о ходе строительства Липецкого тракторного завода. В сложных условиях рождался ЛТЗ, но, несмотря на все трудности, к концу 1944 года в сборочном цехе изготовили 25 тракторов К-35. Их отправили колхозам и совхозам Крыма и Северного Кавказа. Завод в 1945 году рос и набирал производственные мощности.

В ночь на 9 мая 1945 года поступило сообщение о долгожданной победе. Фашистская Германия подписала в Берлине акт о безоговорочной капитуляции. Эта весть молниеносно облетела всех. Всюду засветились окна домов, узнавшие об этой радостной вести будили соседей, улицы заполнились ликующими людьми. Они обнимались, поздравляли друг друга. Везде были слышны возгласы: «Победа!».

Утром площадь у входа в завод была украшена знаменами, портретами Сталина, членов политбюро и правительства, прославленных полководцев и маршалов Советского Союза. Все жители с семьями пришли на торжественный митинг. Он закончился минутой молчания в память о погибших воинах.

Михаил Тененбаум занимался организацией обороны Липецка

Михаил Тененбаум занимался организацией обороны Липецка

Михаил Тененбаум занимался организацией обороны Липецка
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных