Чт, 25 Февраля, 2021
Липецк: -2° $ 73.75 89.67

Изобретения школьников внедряются на заводах

Ольга Шкатова | 27.01.2021 06:48:03
Изобретения школьников внедряются на заводах

Пятиклассница Валерия Солопова получила свой первый патент, работая в тандеме с аспирантом Александром Лычагиным

Накануне Года науки и технологий ученики профессора ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского Вячеслава Тигрова получили патенты на изобретения.

Одиннадцатиклассница Анна Хомутинникова и пятиклассница Валерия Солопова, занимающиеся в центре молодежного инновационного творчества «Перспектива» в педагогическом университете, получили свои первые авторские права на разработки, которые необходимы в нашей повседневной жизни. По такому случаю Вячеслав Петрович, возглавляющий Липецкое отделение Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов вручил школьницам грамоты за активную работу и творческий подход к делу.

В тандеме интересней

Аня нацелена на поступление в вуз и вовсю готовится к ЕГЭ. В приоритете у нее точные науки. Девушка сосредоточена на учебе. Ей пришлось даже оставить любимое плавание. Но от занятий научным творчеством она не отказалась, потому что, по ее мнению, они помогают подготовке к обучению в высшей школе.

Лера тоже любит точные науки, хотя успевает на отлично по всем предметам. Помимо изобретательства пятиклассница занимается хореографией, художественным творчеством, плаванием, большим теннисом. Пока она не может определить, какое из этих увлечений важнее других. Надеется, что это покажет время.

Работали Аня и Лера в тандеме с наставниками — учебными мастерами Андреем Лыковым и Александром Лычагиным.

Андрей учился в Липецком колледже строительства, архитектуры и отраслевых технологий, а затем в ЛГТУ по тому же профилю. А в магистратуру поступил в Липецкий пед­университет, выбрав направление «Организация и управление инновационной деятельностью учащейся молодежи».

— Уже в техникуме начал понимать, что точные науки и строительство достаточно интересные мне направления, но не удовлетворяют до конца мое желание конструировать что-то новое, а не стандартное, уже кем-то придуманное, — делится молодой человек. — Поэтому я стал искать возможность расширить свои компетенции. Пришел к Вячеславу Петровичу, с которым мы были знакомы ранее.

У Александра Лычагина и без того большая нагрузка: преподает студентам основы гидравлики, теоретическую и прикладную механику, основы конструирования. Свой нынешний опыт он получил на кафедре дизайна в ЛГТУ и в магистратуре педуниверситета. Обучение в аспирантуре — логичное продолжение его пути в науку.

— Я уже довольно уверенно чувствую себя в качестве преподавателя и наставника, — говорит Александр. — Помогают этому и наши занятия с Лерой.

В хозяйстве пригодится

Александр Лычагин и Валерия Солопова получили патент на пандус.

— Он предназначен для того, чтобы на лестничных пролетах многоквартирных домов дать возможность инвалидам и мамам с колясками перемещаться без особых усилий, — рассказывает наставник. — Преимуществом нашего пандуса являются его компактность и конфигурация, которая позволяет непрочную на первый взгляд конструкцию сделать прочной при помощи ребер жесткости. Они образуются в процессе сборки. Пандус в разобранном виде располагается вдоль стены, не занимая лишнего пространства. После того, как он перемещается на лестничный пролет, срабатывает специальный механизм. Он стягивает всю конструкцию, благодаря чему определенные участки пандуса складываются домиком, образуя ребра жесткости. Они служат рельсами для колес.

Андрей Лыков и Анна Хомутинникова работали почти год над гидравлическим генератором, обеспечивающим освещение здесь и сейчас. Создали в итоге экспериментальную модель небольших размеров.

— Наше изобретение помогает получать энергию. По сути, это карманный генератор, хотя его можно масштабировать практически до любых размеров, — объясняет Андрей. — Его можно сделать и переносным, и стационарным в зависимости от потребляемых мощностей. Это устройство предназначено для временного электроснабжения — от 15 минут до часа — например, когда вдруг погас свет. Но ничто не мешает перезарядить установку, чтобы она работала дольше.

Связь с производством

Заведующий кафедрой технологии и технического творчества Института естественных, математических и технических наук ЛГПУ Вячеслав Тигров в центре «Перспектива» обучает будущих руководителей детских инновационных объединений не только изобретательству, но и поиску решений творческих задач в комплексе.

— Остается лишь соединить технологическое образование и производство, — убежден Тигров. — Для того чтобы предприятия развивались, необходимо внедрять инновации, запатентованные разработки. На это из государственных стимулирующих фондов можно получить внушительные средства. Сегодня на производствах нет специалистов-изобретателей. Их с успехом заменяют школьники и студенты, получающие патенты.

По словам Вячеслава Тигрова, в этом учебном году его подопечные наладили сотрудничество с 14 предприятиями региона и реализовали шесть заявок. Например, в рамках программы импортозамещения для производственно-монтажной фирмы «Южный портал» ребята из «Перспективы» разработали печь, которая по теплоотдаче на порядок выше в сравнении с иностранными аналогами.

Заводу светодиодной продукции «ИнтерЭкотехнологии» они предложили свой вариант защиты от попадания влаги для уличного светильника. На внедрение этого изобретения предприятие получило 18 миллионов рублей.

В рекордно короткие сроки, за два месяца, студенты получили патент на авторскую разработку в области металлообработки. По запросу завода «Профоборудование-Л» они усовершенствовали разматыватель рулонной стали. В результате на развитие производства предприятию выделили субсидию в 20 миллионов рублей.

— Это новый путь, по которому мы идем благодаря взаимодействию руководства региона, предприятий и системы образования, — говорит Вячеслав Тиг­ров. — Меняется и мир вокруг нас, и технологии. Наша главная задача — обучать изобретательству, учитывая запросы временни.

Фото Павла Острякова

Вячеслав Тигров и его воспитанники сотрудничают с 14 предприятиями

Вячеслав Тигров и его воспитанники сотрудничают с 14 предприятиями

Вячеслав Тигров и его воспитанники сотрудничают с 14 предприятиями
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных