Вт, 22 Июня, 2021
Липецк: +26° $ 72.22 85.99

Искусство существования

Александр Бойников | 09.06.2021 08:20:00
Искусство существования

Иллюстрация к роману Александра Пензенского «Улыбки уличных Джоконд». Иллюстрации Виктора Нелюбова

На каждой странице нового номера «Петровского моста» царит стихия жизни с ее страстями, желаниями, думами и поступками,которые меняют все и навсегда.

В последнее время журнал отдает дань прозаическим произведениям авантюрной направленности.

Превратности любви и нож маньяка

Читателей ждет встреча с романом «Улыбки уличных Джоконд» Александра Пензенского. В его основе — реальная история первого официально зарегистрированного в России серийного убийцы. Захватывающий сюжет, точно выписанный антураж начала ХХ века, сочные пейзажные вкрапления и обстоятельность, идущая от стиля Куприна, — несомненные достоинства детектива.

Остальная проза — исключительно в жанре рассказа. Несмотря на то, что в «Неожиданном брате» Андрея Коннова ключевое событие — смерть, рассказ оставляет светлое чувство и веру в то, что добрых и понимающих людей вокруг все-таки больше. «Зеленое платье, красные помидоры» Тамары Алексеевой — история о первой любви, полутрагической, пафосной и психологически убедительной. Геннадий Рязанцев-Седогин в рассказе «Сито» дотошно изобразил невольное приключение, случившееся с деревенскими школьниками — мальчиком и девочкой; замерзая под вой зимней вьюги, они впервые испытали пока еще смутное предчувствие любви, «взрослое» эмоциональное сближение.

Занимателен в событийном плане рассказ «Таинственная карета» Михаила Маскаева, где в повседневность вторгается древний мистический ритуал. Но более привлекателен острый, глубокий, во многом доказательный спор об отношениях мужчины и женщины вкупе со столкновением национальных менталитетов и в контексте сущности джентльменства. Итог его насколько философичен, настолько и полемичен: «Сильные чувства помогают выжить, но мешают жить».

«Время прозрачно, как совесть»

Поэтическую тетрадь открыла Наталия Демчева, чью подборку можно смело назвать музыкальной. Она действительно соединяет в стихах музыку («Ноктюрн», «Увертюра») и словесную образность, в частности, потрясающую метафорику зимней природы:

Рыдая со среды до четверга,

Оврагам презентуя пух и перья,

Металась над равнинами пурга,

Сливаясь с лигой камерного пенья.

Своеобразной сбивчивой ритмикой и сюрреалистичностью отличаются стихотворения Михаила Червякова. Лирическая героиня Алены Воробьевой вновь находится во власти любви и пророчеств: пусть «конец цивилизации пришел, // И рушатся устои и запреты», но при этом «умывшуюся потопом планету ждет новый рассвет».

К 70-летнему юбилею опубликованы стихотворения Людмилы Парщиковой, не так давно ушедшей из жизни. Минорные всплески сокровенных размышлений о прожитом и пережитом, о судьбе, эпохе и творчестве, посвящения друзьям западают в душу:

Кистью, музыкою, словами

тоже можно оставить след.

Но искусство существованья

всех существенней на Земле.

Особое место принадлежит поэмам Николая Карасика «Аполлон и Дафна» и «Орфей и Эвридика», созданным по сюжетам древнегреческих мифов. Он красочно живописует высшее из человеческих чувств, стремясь воплотить мощный накал эмоций, драматичность действий и фатальность их последствий. Хотя присутствующий в поэмах христианский дискурс вряд ли подходит для описания реалий древнегреческой мифологии с ее язычеством и многобожием. Тем не менее, попытка придать свежий импульс классической традиции «русской античности», безусловно, заслуживает читательского внимания.

Водный мир, концерт для топора и шведский язык

Как и всегда, насыщена познавательными и разножанровыми материалами публицистическая часть журнала. Татьяна Щеглова в статье «Алинкин двор и натюрморты с натуры» со взвешенным темпераментом дает отличное представление о личной и творческой самобытности художника Нели Бурлей. Литературно-критический раздел включает в себя две рецензии: автор этих строк пишет о новом стихотворном сборнике Андрея Новикова «Случайное родство», а Татьяна Двуреченская — о «творческом проекте-ассоциации» поэта Алены Воробьевой и художника Ивана Пархоменко — книге для детей «Безымянная сказка». Сюда же примыкает и зарисовка Нины Ищенко, дебютантки «Петровского моста» и члена Союза писателей Луганской Народной Республики, о писателе Александре Пономареве. Принцип «русские своих не бросают» проявляется в его произведениях как универсальный моральный императив, определяющий поведение в самой жесткой и неоднозначной ситуации» — невозможно не согласиться со столь справедливым утверждением.

Богат и подбор публикаций мемуарного характера. Николай Загнойко в очерке с интригующим названием «Концерт для топора с вооруженным конфликтом» воскрешает обстоятельства своей командировки в Чечню в 1995 году, показывая тогдашнюю обстановку в ней с несколько неожиданной стороны. О давнем лихолетье вспоминает Геннадий Гилевский, мальчишкой испытавший ужасы войны и фашистской оккупации. Популярный у аудитории «Петровского моста» Борис Григорьев живо, интересно, с яркой передачей бытовых подробностей и неповторимых штрихов времени рассказывает о своих студенческих годах «на берегах Москвы-реки» в далеких 60-х, которые завершились для него изучением шведского языка и приемом на службу во внешнюю разведку страны.

Ольга Гуляева погружает нас в специфику работы детского гидрореабилитолога, иначе говоря, специалиста по физкультуре в воде («Я подарю вам водный мир»). На редкость информационно емкий материал всего в одну страницу сопровождается красочными фотоиллюстрациями.

Роман Леонов, председатель информационно-издательского отдела Мичуринской епархии и тоже дебютант журнала, восстановил жизненный путь священномученика Михаила Богородицкого, который в течение 33 лет служил Господу в городе Козлове (ныне — Мичуринске) Тамбовской области, был незаконно репрессирован и расстрелян 7 декабря 1937 года. Завершает номер третий дебютант — Павел Братищев, чьи иронические стихи, посвященные пишущей братии, поучительны и вызывают улыбку.

 Иллюстрация к рассказу Геннадия Рязанцева-Седогина «Сито»

Иллюстрация к рассказу Геннадия Рязанцева-Седогина «Сито»

 Иллюстрация к рассказу Геннадия Рязанцева-Седогина «Сито»
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных